В начале 1980-х гг. на снабжение ВДВ и ВВС поступила бесплатформенная парашютная система ПБС-915 «Шельф», разработанная Феодосийским филиалом московского НИИ автоматических устройств (ныне ФГУП «НИИ Парашютостроения») и предназначенная для десантирования боевых машин десанта БМД-1П и БМД-1ПК из самолетов Ил-76 и Ан-22. Эта система хорошо известна в войсках.
Менее известно, что создание бесплатформенных парашютных систем начиналось специалистами Московского агрегатного завода «Универсал», где к началу 1980-х гг. появился собственный комплекс. Ряд решений, найденных в процессе этой работы, был позднее использован при проектировании средств десантирования для боевой машины десанта БМД-3 (тема «Бахча-СД»).
Исследования бесплатформенных парашютных средств десантирования на заводе «Универсал» начались параллельно с работами над парашютными платформами и парашютно-реактивными системами. Так, уже в начале 1970-х гг. «Универсал» представил предварительные расчетные данные трех вариантов системы для грузов массой до 16 т (к ним могли относиться самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика», боевые машины пехоты БМП-2, «БМП 80-х годов») — парашютно-реактивной, многокупольной парашютной с десантной платформой и бесплатформенной.
Интересно, что вопрос о десантировании боевых машин с экипажем (расчетом) ставился изначально, еще на этапе предложения. В частности, на указанной в таблице бесплатформенной системе (в пятикупольном варианте) предлагалось десантировать самоходную гаубицу 2С1 «Гвоздика» с тремя членами расчета внутри машины.
Достоинства бесплатформенных систем по сравнению с уже использовавшимися в то время десантными платформами были очевидны. Значительно меньшая масса системы и ее доля в общей массе моногруза позволяли десантировать в составе одного эшелона десанта больше боевых машин. Ускорялась подготовка к десантированию и подготовка машины к движению после приземления. Эти достоинства к тому времени уже продемонстрировала парашютно-реактивная система ПРС-915, разработанная для десантирования БМД-1 и принятая на снабжение в 1970 г. Однако парашютно-реактивным системам была свойственна несколько меньшая надежность, чем многокупольным парашютным. Это обусловило интерес к созданию парашютной бесплатформенной системы для решения тех же задач.
№ |
Наименование характеристики* |
Значение характеристики |
||
Бесплатформенные средства десантирования с ПРС типа П172 |
Бесплатформенные средства с МКС типа ПС-9404-63Р |
Универсальная платформа типа 4П134 с МКС типа ПС-9404-63Р |
||
1 |
Вес боевой техники, кг |
16000 |
16000 |
16000 |
2 |
Вес средств десантирования (С.Д.), что составляет от веса боевой техники % |
2600 кг |
3100 кг |
4200 кг |
16,3 |
19,4 |
26,2 |
||
3 |
Полетный вес, кг |
18600 |
19100 |
20200 |
4 |
Площадь парашютной системы, м2 |
2240 |
7000 |
7000 |
5 |
Скорость приземления, м/с |
5 |
8 |
8 |
6 |
Транспортировка подготовленной к десантированию боевой техники со С.Д. |
Своим ходом |
Своим ходом |
С помощью тягача |
7 |
Основные требования к боевой технике |
Наличие у техники спецузпов для крепления С.Д. |
Наличие у техники спецузлов для крепления С.Д. |
— |
8 |
Стоимость средств десантирования, руб. |
- 58000 |
- 86000 |
~ 98000 |
Проект десантирования самоходной гаубицы 2С1 с экипажем внутри машины. Обратите внимание на амортизационные панели с пенопластовым заполнителем.