После ряда совещаний, проведенных в 1958 г. у командующего ВДВ генерал-лейтенанта В.Ф. Маргелова, в Генеральном штабе и у заместителя министра обороны маршала А.А. Гречко, появилось постановление Совета Министров СССР от 28 ноября 1958 г. о более чем четырехкратном увеличении производственных мощностей завода №468 «в целях развития воздушно-десантной техники и ускорения снабжения Советской Армии современными средствами парашютного десантирования боевой техники и предметов снабжения». Правда, вскоре прошли «преобразования» в командовании ВДВ - в марте 1959 г. В.Ф. Маргелов был переведен в первые заместители нового командующего ВДВ генерал-лейтенанта И.В. Тутаринова (только в середине 1961 г. В.Ф. Маргелов снова станет командующим ВДВ и тогда сможет развернуть широкую энергичную деятельность по их преобразованию).
Парашютная платформа П-135 с тягачом АТ-П («Объект 561») перед загрузкой в самолет.
А на заводе №468 начавшееся строительство помещений для цехов, ОКБ и испытательных лабораторий с ведома руководства ГКАТ велось с явным расчетом на расширение работ не по ПДТ, а по аэродромному оборудованию. Более того, разрушались ранее построенные эстакада, снаряжательная, копер для испытания амортизаторов, т.е. оборудование, служившее для сборки и испытаний ПДТ.
Для дальнейшего развития ВДВ такая ситуация оказалась нетерпимой. Воздушные десанты становились средством уже не только тактического, но и оперативно-стратегического уровня. Было очевидно, что даже планировавшиеся перед высадкой крупных десантов ракетно-ядерные удары отнюдь не исключали необходимости выброски вместе с десантами военной техники, тяжелого вооружения и грузов снабжения для обеспечения их активных действий. В статье генерал-полковника В.Ф. Маргелова «Крылатые войска», опубликованной в 1964 г. в сборнике «Ядерный век и война», говорилось: «Появление ракетно-ядерного оружия повысило интерес военных специалистов к воздушно-десантным войскам... Теперь принято считать, что эти войска будут использоваться прежде всего для быстрого закрепления успеха, достигнутого в результате ядерных ударов. Современные транспортные самолеты могут перевозить десантные войска на любые расстояния. Высаженные в глубокий тыл противника, они будут захватывать жизненно важные военные, административно-политические объекты, экономические районы, создавать плацдармы для переброски главных сил... Оказавшись в тылу врага, воздушно-десантные войска открывают новый фронт военных действий в его тылу, причем глубина будет измеряться сотнями и даже тысячами километров от линии фронта».
Столь масштабные планы требовали моторизации и механизации ВДВ, оснащения их новым тяжелым вооружением и соответствующими средствами десантирования. Изучалась возможность создания парашютно-десантного имущества, способного обеспечить десантирование всех типов грузов - от продовольствия до тяжелых танков, причем имущества массового, дешевого, рассчитанного на простые технологии изготовления из недефицитных материалов и с минимальной собственной массой. Вариант десантирования тяжелых танков, кстати, рассматривался вполне серьезно в связи с развитием военно-транспортной авиации (хотя на тот момент в мире самой тяжелой серийной машиной, рассчитанной на парашютное десантирование, был 16-тонный американский танк М551 «Шеридан»).
Возможность решения столь масштабных задач проверялась на практике. В 1961 г. в период летнего обучения ВДВ провели опытное десантирование парашютно-десантного полка с применением самолетов Ан-8, парашютных платформ ПП-127-3500, ПГС-500 и ПГС-200. На учении десантировались самоходно-артиллерийские установки АСУ-57, 57- и 85-мм пушки, 82- и 120-мм минометы, автомобили ГАЗ-62 и ГАЗ-69, стрелковое и гранатометное вооружение, боеприпасы и другие грузы. Кроме личного состава, было десантировано 287 различных объектов. Расчеты и экипажи десантировались с парашютами одновременно с боевой техникой на те же площадки. По результатам учений был сделан вывод, что «дивизия в полном боевом составе может сейчас десантироваться с парашютами».
Транспортер П-128Т на самолете Ан-12, подготовленный для сбрасывания десантных платформ. | Парашютная платформа П-128 с тягачом АТ-П («Объект 561»), установленная на транспортере П-128Т в грузовой кабине самолета. |