Оглавление

В апреле-мае 1959 г. платформа П-127, парашютная система ПГ-6228-59 и парашютно-десантное оборудование самолета Ан-8 прошли совместные испытания. С 20 августа по 30 ноября 1960 г. проходили государственные испытания, в ходе которых было произведено 32 сбрасывания вооружения и военной техники на платформах П-127, в том числе - с десантированием вслед за боевой техникой боевых расчетов. В акте по результатам государственных испытаний, подписанном в декабре 1960 г., говорилось: «Опытный транспортер, заводской шифр П-95Т, и опытный образец контейнера, заводской шифр П-127, с парашютной системой ПГ-6228-59, спроектированные заводом №468 ГКАТ и НИЭИ ПДС ГКАТ и изготовленные заводами №84 Узбекского совнархоза, №64 Воронежского совнархоза и НИЭИ ПДС ГКАТ, десантное оборудование самолета Ан-8 для парашютного десантирования воинских грузов и боевой техники, спроектированное ОКБ-473 ГКАТ и изготовленное заводом №84 Узбекского совнархоза, тактико-техническим требованиям ВВС ... в основном соответствуют... Загрузка контейнера П-127 с боевой техникой в самолет Ан-8 затруднений не вызывает... Десантировать боевые расчеты вслед за боевой техникой из самолета Ан-8 можно... Выброску боевой техники и боевых расчетов рекомендуется выполнять при полете самолета с боевым курсом навстречу направлению среднего ветра (для уменьшения величины площадки приземления платформ и десантников. - Прим. Авт.)». При серийном сбрасывании двух П-127 и боевого расчета в составе 6-8 человек десантируемая техника на испытаниях приводилась в боевое положение через 15-20 мин. На выгрузку АСУ-57, например, затрачивалось 4-10 мин. Правда, потребовалась доработка лебедок для погрузки контейнеров (платформ), оборудования сбрасывания грузов и автоотцепки.

После доработки и госиспытаний в 1961 г. универсальная грузовая парашютно-десантная платформа П-127 была принята на снабжение ВВС и ВДВ приказом Главнокомандующего ВВС от 7 июля 1962 г. под обозначением ПП-127-3500 с парашютной системой МКС-4-127. Это стало существенным шагом в развитии ПДТ. ПП-127-3500 позволила иметь в составе воздушных десантов практически все виды артиллерии (АСУ-57 с боекомплектом, 85-мм самодвижущуюся пушку СД-44, 57- и 85-мм противотанковые пушки, 120- и 160-мм минометы с боеприпасами), находившейся в то время на вооружении войск, автотранспорт (автомобили ГАЗ-69 и ГАЗ-62 с полной заправкой ГСМ), радиостанции, технику инженерных частей и подразделений химзащиты, десантировать грузы снабжения. Однако ПП-127-3500 оказалась дорогой и громоздкой. Масса платформы с четырехкупольной парашютной системой, амортизацией и швартовкой равнялась 1,42 т, т.е. 44% от массы полезного груза (АСУ-57 - 3,24 т). Получалось, что масса средств десантирования составляла около половины от массы десантируемого груза.

PdtUniv130.jpg PdtUniv131.jpg

Платформа ПП-127-3500 с парашютной системой МКС-4-127, загруженная автомобилем ГАЗ-69 и боеприпасами.

Несколько улучшило ситуацию создание клепаной дюралевой платформы П-128, рассчитанной на груз до 5,6 т, которая с той же парашютной системой весила 1,8 т (32% от массы полезного груза). Эта платформа, также с воздушной амортизацией в виде трех сдвоенных цилиндрических воздушных мешков, поступила на вооружение под обозначением ПП-128-5000 с многокупольными системами МКС-5-128 в четырех- или пятикупольном вариантах. В состав парашютной платформы ПП-128-5000 входили грузовая платформа, откидные панели, замки крепления платформ к транспортеру, ЗКП, средства погрузки и швартовки, три сдвоенных колеса-дутика, автоматические устройства, амортизация, радиопередатчик Р-128 для обнаружения платформы после приземления. ПП-128-5000 позволяла десантировать 85-мм пушку СД-44, 140-мм буксируемую РСЗО РПУ-14, автомобили ГАЗ-69рх, ГАЗ-69 с Р-125, УАЗ-450, самоходную установку АСУ-57, 23-мм зенитную установку ЗУ-23 и другие образцы вооружения и техники, различные грузы снабжения.

Но и эта двухопорная платформа оставалась достаточно дорогой и тяжелой. Для сравнения: удельная масса американской сборной парашютно-десантной платформы «Комекс» с сотовой амортизацией, швартовкой и парашютами составляла 13-20% от массы полезного груза. Для десантирования имущества и техники одной воздушно-десантной дивизии могло потребоваться около 1000 платформ типа П-128, причем использование их, скорее всего, было бы одноразовым. На аэродромах погрузки осталось бы 7-8 тыс. использованных авиационных колес, снятых с платформ при погрузке в самолет.

Стоит упомянуть, что и это оборудование испытывалось и принималось на снабжение медленно, так что военно-транспортные самолеты пошли в серию без него, и десантное оборудование устанавливалось на них уже в воинских частях.

Затормозились исследования по парашютно-реактивным и инерционно-тормозным системам, задержалась разработка бумажно-сотовой амортизации десантируемых грузов. От военного заказчика на 1958 г. поступили задания на приспособление для самолета Ан-8 транспортера П-115Т, запроектированного под самолет Ан-12, и на два десантных контейнера для ГСМ. Но даже эти работы не были официально включены в план на 1958 г. Ситуация с недовооруженностью отечественных ВДВ парашютно-десантной техникой обострялась, особенно на фоне развития этого направления в странах НАТО.

Оглавление