Разрез реактивного двигателя системы ПН-81. |
«Болванка» объекта ПН-81 после приземления. 20 августа 1953 г. |
Реактивная система торможения отрабатывалась с использованием имеющихся объектов ПДТ, включая подвески П-32 и П-55, кабину П-110 с заменой «обычных» парашютов большой площади парашютно-реактивной системой. При этом для подвески П-55 (57-мм пушка ЗИС-2 или 76-мм ЗИС-3), например, реактивный двигатель составлялся из 14 камер реактивных снарядов РС-82.
Работа парашютно-реактивной системы П-110-РП. На рисунке сравниваются варианты десантирования кабин П-110 с многокупольной системой и с ПРС.
В 1951 г. была в целом готова парашютно-реактивная система П-36 для груза порядка 1,5 т с круглым вращающимся текстильным парашютом площадью 30 м2 и реактивным двигателем с массой заряда 15 кг. Госиспытания П-36 прошла в сентябре 1953 г. 3 августа 1951 г. вышло постановление СМ СССР, предписывавшее заводу №468 проведение научно-исследовательской работы «по определению возможности и целесообразности применения реактивного торможения при сбрасывании различных воинских грузов весом до 5000 кг на парашютах малой площади». Эта работа получила заводской индекс ПН-81. Система включала круглый текстильный парашют с дистанционным прибором, реактивный двигатель, подвесную систему, болванку-имитатор груза с приборами для определения скорости и перегрузок, телескопический щуп. Летные испытания с целью комплексной отработки и исследования в воздухе всей системы с действующим РД проводились с 11 августа 1953 г. по 29 октября 1953 г. с использованием самолета Ту-4. За это время провели 10 сбрасываний с «болванками» (габаритно-массовыми макетами) массой 4,6-5 т. В отчете, утвержденном А.И. Приваловым 15 декабря 1953 г., делалось заключение, что «вопрос о возможности и целесообразности применения реактивного торможения при парашютном сбрасывании объектов весом доя 5000 кг считать решенным положительно». А в 1956 г. Опытно-конструкторское бюро завода №468 представило проект «ракетного парашюта» для груза до 20 т.
Кинокадры сброса объекта ПН-81, август 1953 г.