Кроме указанных опытно-конструкторских работ, в тот же период были закончены и получили положительную оценку проведенные на заводе экспериментально-теоретические и научно-исследовательские работы по таким принципиально новым направлениям, как парашютно-реактивные и инерционно-тормозные системы.
Общая схема парашютно-реактивных систем («ракетного парашюта») заключалась в размещении между обычным парашютом небольшой площади и грузом реактивного (ракетного) двигателя, направленного соплом вниз; двигатель включался дистанционным устройством при подходе груза к земле на заранее вычисленное расстояние. Теоретические основы проектирования и расчетов парашютно-реактивной системы не только докладывались руководству, но и публиковались специалистами завода в сборнике «Техника воздушного флота» (1946 г.), «Ракетная техника» (1949 г.), в «Бюллетене НИЭИ ПДС МАП» (в 1954 г.).
Реактивный двигатель изначально взяли твердотопливный (пороховой). Из различных вариантов дистанционного устройства - на принципе радиолокатора, «звукового или оптического фиксатора», включения тока в электрозапал двигателя в момент соприкосновения с землей грузика на конце троса заданной длины и др. - выбрали жесткий щуп с контактом на нижнем конце. В 1947 г. была испытана экспериментальная парашютно-реактивная система ПН-16 для груза 120 кг. Расчет показывал возможность значительно увеличить массу десантируемого груза. И уже постановлением СМ СССР от 28 июля 1948 г. и приказом министра авиапромышленности от 4 августа 1948 г. заводу №468 поручалось к III кварталу 1949 г. разработать «парашютно-реактивную систему для груза в 1500 кг типа 57мм и 76 мм пушек, ГАЗ-67Б и т.п.»
Рисунок, поясняющий последовательность работы экспериментальной парашютно-реактивной системы ПН-16 для груза 120 кг с телескопическим жестким щупом.
Рисунок, поясняющий работу системы П-36 при десантировании автомобиля ГАЗ-76Б. Используется ферма подвески П-32. | Рисунок, поясняющий работу системы П-36 при десантировании 76-мм пушки ЗИС-3. |