Оглавление

PdtUniv091.jpg PdtUniv093.jpg PdtUniv094.jpg
кабина П-90, раскрытая после приземления. Автомобиль ГАЗ-69 видимых повреждений не имеет осмотр автомобиля ГАЗ-69 после десантирования в кабине П-90 повреждения автомобиля ГАЗ-69 после неудачного приземления кабины П-90 (передний обтекатель кабины снят)

Как видим, работы велись не только для ВДВ, но и в интересах дальней авиации. Но все же главным являлось парашютное десантирование грузов до 1,5 т - 57- или 76-мм пушек, автомобиля ГАЗ-67Б или ГАЗ-69 и т.п. «Самолет Ту-4, - говорилось в акте, - обеспечивает прицельное сбрасывание двух кабин П-90 и выброску боевого расчета в составе 8 человек из переднего бомбоотсека за один заход самолета», причем сбрасывание кабин производилось по способу бомбометания с помощью бомбового прицела. Подготовка двух кабин П-90 к парашютному десантированию производилась боевым расчетом из восьми человек достаточно просто, но требовала много времени - около 8 ч 40 мин (4 ч 40 мин уходило только на укладку парашютных систем) . «Подвесная кабина П-90 и парашютная система ПГ-3517-54 пригодны для принятия их на снабжение ВВС и ВДВ», - записали в акте специалисты НИИ ВВС. Правда, командующий Транспортно-десантной авиацией Маршал авиации Н.С. Скрипко и командующий ВДВ генерал-лейтенант В.Ф. Маргелов отметили необходимость до принятия на вооружение провести «сбрасывание кабин на грунт», поскольку в ходе испытаний сбросы проводились на снег.

PdtUniv092.jpg PdtUniv095.jpg
Парашютно-десантная кабина П-98М Парашютно-десантные кабины П-90, П-98М и П-110К, демонстрируемые на территории завода №468, 1957 г.

В войсках к кабинам предъявили ряд претензий: при боковом ветре у земли они легко опрокидывались после удара о землю, большая скорость при приземлении и недостаточная амортизация не обеспечивали сохранность некоторых грузов. Тем не менее П-90 была запущена в серию и нашла применение в войсках: утверждалось, что за ускорение оснащения ими самолетов Ту-4 (Ту-4Д) ратовал лично новый министр обороны маршал Г.К. Жуков. Два Ту-4, доработанные до уровня Ту-4Д в ремонтных мастерских ВВС весной 1956 г., прошли контрольные испытания в НИИ ВВС вполне удачно.

Полученный результат привел к открытию опытно-конструкторской работы по кабине П-98М больших размеров и грузоподъемности - для грузов до 2,5 т, включая вновь принятую на вооружение 85-мм самодвижущуюся пушку СД-44. Как и П-90, кабина имела каркас, сваренный из труб (сталь хромансил). Вариант П-98 рассчитали даже на большую массу - для десантирования авиадесантируемой самоходной установки АСУ-57 массой 3,1 т (видимо, отсюда встречающееся иногда в популярной литературе указание на десантирование АСУ-57 с помощью кабины П-90). Но размеры и масса кабин П-98 и П-98М недопустимо снижали летные качества Ту-4, и разработку прекратили.

Третьим вариантом подвесной парашютно-десантной кабины для Ту-4 была клепаная дюралюминиевая П-110К грузоподъемностью до 2,5 т и собственной массой 1,5 т (с парашютом и деталями швартовки). Заводские летные испытания Ту-4 с двумя такими кабинами с суммарной загрузкой около 5 т прошли достаточно успешно.

С целью определения дальнейших направлений работ по приспособлению самолетов для решения задач десантирования завод №468 заказал СибНИА подробное аэродинамическое исследование Ту-4, Ил-12Т, Ил-28 (а также и новейших бомбардировщиков Ту-16) при условии подвески к ним парашютно-десантных кабин. В результирующей части отчета СибНИА по Ту-4, например, делался вывод, что возможно «при рациональной компоновке подвесок... достигнуть радиуса действия порядка 1000 км при суммарном весе подвесок 10000 кг и порядка 400 км при общем весе подвесок 15000 кг». Бомбардировщик Ил-28 с грузом 2300 кг в виде подвесной кабины имел бы практически те же летные характеристики, что и в базовом варианте, и только на 16% меньшую дальность. Исследования Ту-16 «показали полную возможность использования самолета в качестве самолета-транспортировщика».

Всего к 1954 г. завод №468 предъявил на государственные испытания 50 образцов ПДТ, 20 из которых были приняты на вооружение. При отсутствии специальных военно-транспортных самолетов удалось обеспечить использование дооборудованных бомбардировщиков для выброски в составе парашютных десантов тяжелого вооружения и военной техники, десантирования различных грузов для воздушного десанта с помощью переделанных пассажирских самолетов. Значимость работ по ПДТ была отмечена присуждением в 1952 г. Сталинской премии 2-й степени 12 специалистам, включая четырех работников завода - главного конструктора А.И. Привалова, заместителя главного конструктора М.П. Дрязгова, начальника отдела Б.Ф. Лукашева, начальника бригады М.А. Кавардаева.

Оглавление