Летом 1958 г. испытали подвесную кабину П-110 с парашютно-реактивной системой (П-ПО-РП) с использованием самолета Ту-4Д, но этот вариант был забракован на этапе испытаний. Однако необходимый опыт был набран.
Принцип действия инерционно-тормозной системы, разрабатывавшейся на заводе №468 с 1950 г., вкратце сводился к следующему. Парашют соединялся с грузом через длинную ленту и блок с маховиком, на вал которого и наматывалась лента. После раскрытия парашюта он начинал вытягивать ленту и раскручивать маховик. После сматывания ленты вал останавливался, маховик продолжал вращаться по инерции. Возле земли с помощью выдвижного щупа срабатывала электроцепь, маховик снова соединялся с валом, который начинал с большой скоростью наматывать на себя ленту, подтягивая вниз парашют. В результате скорость парашюта относительно воздуха увеличивалась, что резко увеличивало его силу сопротивления и, по расчетам разработчиков, должно было уменьшить скорость снижения груза к моменту касания земли почти до нуля. Как и в случае «ракетного парашюта», это позволяло намного уменьшить площадь и массу основного парашюта.
Общий вид объекта ПН-83-120 для исследования инерционно-парашютной системы сбрасыванием с самолета По-2, 1953 г. | Общий вид действующей модели «инерционного тормоза «ПН-83-150-7», 1954 г. |
Тактико-технические характеристики объектов ПДТ |
|||||
Объект |
Полетная масса, кг |
Масса груза, кг |
Парашютная система |
Материал парашюта |
Тип амортизации |
Удлиненный парашютно-десантный мешок УПД-ММ |
265 |
215 |
Г-12 |
Х/б |
Ватно-опилочная |
Парашютно-десантный мешок ПДММ-47 |
142,5 |
100 |
ПГС-125-47 |
Х/б |
Ватно-опилочная |
Парашютно-десантный мешок ПДММ-47 |
137 |
100 |
ОКС-4 |
Х/б |
Ватно-опилочная |
Парашютно-десантный бак ПДББ-120 |
130 |
100 |
ПДК-42 |
Х/б |
- |
Парашютно-десантная тара для жидкости ПДТЖ-120 |
160,4 |
120 литров жидкости |
ПГ-125-47 |
Х/б |
Ватно-опилочная |
Контейнер П-85 |
1200 |
750 |
МКС-2К |
Х/б |
Нет |
Подвеска П-17 |
710 |
500 (120-мм миномет) |
ОКС-1 |
Х/б |
Резиновая |
Подвеска П-32 |
1950 |
1375 (ГАЗ-67Б) |
МКС-4 |
Х/б |
Жидкостная |
Парашютно-десантная кабина П-90 |
2650 |
1510 (57-мм или 76-мм пушки, ГАЗ-67Б и др.) |
ПГ-3517-54 |
Капрон |
Фанерно-ножевая |
Парашютно-десантная кабина П-98 |
5600 |
3100 (85-мм, 76-мм пушка, ГАЗ-67Б и др.) |
МКС-8 |
Капрон |
Трубчато-ножевая |
Парашютно-десантная кабина П-110-РП |
3600 |
2500 |
П-110 (парашютно-реактивная) |
Капрон |
Нет |
Характерно, что «Исследование инерционно-тормозных систем для парашютного сбрасывания воинских грузов весом до 1500 кг» задавалось заводу №468 тем же постановлением СМ СССР от 3 августа 1951 г., что и парашютно-реактивная система для «грузов весом до 5000 кг». То есть эти направления рассматривались тогда специалистами завода №468 и заказчиками от ВВС как равноценные. Научно-исследовательская работа по исследованию инерционно-тормозных систем для различных грузов получила заводское обозначение ПН-83. В начале 1950-х гг. на заводе проводились эксперименты с инерционно-тормозной системой для грузов 100-150 кг. Так, за период со 2 июня 1953 г. по 4 мая 1954 г. было проведено 65 сбрасываний с заводского самолета По-2 системы ПН-83-120 (для груза 120 кг) с лентой длиной 10 м и капроновым парашютом площадью 22 м2. На заводе были специально разработаны приборы для этих испытаний - например, самописец оборотов маховика. В отчете по результатам второго этапа экспериментальных работ по ПН-83-120, утвержденном А.И. Приваловым в конце июня 1954 г., указывалось: «Запаса накопляемой «маховиком» энергии вполне достаточно для эффективного торможения скорости грузов весом 120-140 кг от 12-14 м/с до 0».
Кинокадры сброса объекта ПН-83-120, 1953 г. Виден эффект «подтягивания» парашюта к объекту перед приземлением.
Для экспериментального объекта ПН-83-1500 были проработаны теория и методы расчета. Предполагалось использовать в системе два маховика, вращающихся в противоположенные стороны. Однако работа не получила развития. Одной из проблем инерционно-тормозной системы была опасность скручивания ленты при вращении парашюта и раскачивании системы, при котором она становилась неработоспособной.
Источники и литература
1. Деловой Северо-Восток. - 2006, №10.
2. Инструкция по укладке и упаковке боевых грузов в парашютно-десантную тару -М: Воениздат ВМ СССР, 1951.
3. История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг. - М.: Машиностроение, 2000.
4. Некоторые вопросы грузовой парашютно-десантной техники. - М.: Агрегатный завод «Универсал» МАП, 1971.
5. Советские воздушно-десантные. -М.: Воениздат МО СССР, 1980.
6. Устройство и эксплуатация парашютов. - М: Воениздат МО СССР, 1955.
7. Учебное пособие по тяжелой воздушно-десантной технике, Л - М.: Воениздат МО СССР, 1974.
8. Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг. - М.: Машиностроение, 1988.
9. Якубович Н. Наш ответ США // Крылья Родины. - 2002, №1.