Надо сказать, что проблемами десантирования личного состава и военной техники с самолетов занимались не только в Экспериментальном институте у Гроховского. Так, в Военной академии моторизации и механизации им. И.В. Сталина под руководством военинженера 3-го ранга Ж.Я. Котина отрабатывали идею сброса на воду плавающих танков на поддонах с бреющего полета, причем эксперименты проводились в октябре 1936 г. на Медвежьих озерах. Инженеры Г.М. Можаровский и И.В. Виневидов в середине 1930-х гг. предложили спускать танк с самолета на бреющем полете на тросах. В момент приземления танк автоматически отцеплялся бы от троса и продолжал движение на лыжах, подложенных под его гусеницы, замедляя движение небольшим тормозным парашютом. Независимо от этого варианта похожий метод спуск танка с бреющего полета на тросе был предложен уже в начале 1940-х гг. инженерами завода №468, но в этом случае тормозной парашют раскрывался до касания танком земли и уменьшал не только горизонтальную, но и вертикальную составляющую скорости танка. Впрочем, оба метода остались на уровне предложения.
Подвеска двух «малых авиабусов» Г-68 под крылом самолета Р-5 для беспарашютного десантирования с предельно малой высоты, 1932 г. |
«Малый авиабус» Г-68 разработки ОКБ П.И. Гроховского для десантирования оружия, легких грузов или двух человек. В передней части «авиабуса» укреплена силовая рама и два колеса с амортизаторами, в задней - амортизированные опорные костыли с тормозными ножами. |
Экспериментальный институт в конце 1937 г. «реорганизовали», Гроховского назначили... начальником Хозуправления ОСОАВИАХИМа и понизили с комдива до полковника (в 1942 г. он был арестован, в 1943 г. приговорен к расстрелу, реабилитирован в 1957 г.). Большинство объектов института, готовых к производству, в начале 1938 г. законсервировали. Но парашютно-десантные мешки ПДММ, баки ПДББ, подвеска ПГ-12 сохранились на вооружении.
В марте 1938 г. Военный Совет ВВС, обсудив вопрос «О состоянии опытного строительства парашютно-десантной техники за 1934-1937 гг.», возложил непосредственное руководство исследованиями, испытаниями и освоением парашютно-десантной техники на Управление материально-технического снабжения ВВС, а вопросы разработки «вернулись» в НИИ ВВС. Практически вся работа по парашютно-десантной технике (ПДТ) вновь сосредоточилась в маленькой группе с неопределенным статусом.
Ранний вариант подвески танка Т-37А под фюзеляжем ТБ-1 для посадочного десантирования. | Подвеска танка Т-37А под фюзеляжем бомбардировщика ТБ-3 с помощью комплекта универсальной подвески ПГ-12 для посадочного десантирования. Масса комплекта подвески для танка Т-37А составляла около 150 кг. |