Оглавление

Мотостартер НКЛ-40

Для быстрого приведения в готовность аэросаней большое значение имело время пуска мотора. При температурах ниже -15°С эта процедура была крайне затруднена. Кроме того, далеко не все аэросани имели полагавшиеся штатно электрические стартеры. С целью обеспечения быстрейшего запуска мотора были проведены работы по поиску пускового топлива, снабжению аэросаней средствами подогрева и созданию специального транспортируемого мотостартера. Как средство подогрева моторов была предложена лампа АПЛ. НИИ ГВФ довел до стадии государственных испытаний пусковое топливо марки «Аэролин», получившее положительные оценки и рекомендованное для применения. По ТТТ ГАБТУ в ЦКБ изготовили семь мотостартеров НКЛ-40, оборудованных отечественным мотором М-72 или трофейным «Сокол».

NKL1641070.jpg NKL1641074.jpg NKL1641073.jpg

Мотостартер НКЛ-40.

Чертеж мотостартера НКЛ-40.

 

Мотостартер представлял собой агрегат, состоящий из мотоциклетного мотора с коробкой перемены передач, подвижной штанги трансмиссии, фрикциона, пускового вала и ведущей цепи Галля, смонтированных на санях деревянной конструкции. На санях была также установлена стойка управления, выполненная из углового железа сварной конструкции. На ней размещались бензобак, руль с газоуправлением, две бобины зажигания мотора, кулисы переключения скоростей и фара для освещения при ночной работе мотостартера. Кроме того, на стойке закреплялись металлический ящик для инструмента и щиток с включателями света и зажигания мотора. На полу, под стойкой управления, находились аккумулятор и педаль включения сцепления мотора. Для предотвращения поломок при проворачивании приводного вала служил фрикцион простейшей конструкции.

Носки лыж саней мотостартера со стороны стойки управления имели оковку с приваренными кольцами для установки съемного жесткого буксирного прицепного приспособления. Лыжи также оснащались двумя стопорными тормозными штырями, включаемыми при заводке авиамотора и препятствующими перемещению саней при работе трансмиссии. На платформе саней были смонтированы четыре ручки для переноски мотостартера на небольшие расстояния или для его погрузки на автомашину. Съемное буксирное приспособление состояло из труб, соединенных на концах шарнирным звеном для прицепа к лыже аэросаней. На штанге трансмиссии, крепившейся нижним концом на санях, располагались детали цепной передачи. Цепная передача закрывалась специальным кожухом, предохраняющим обслуживающий персонал от несчастных случаев.

Приводной вал мотостартера оборудовался храповиком (на выходном конце) для зацепления с валом винта аэросаней. Положение приводного вала регулировалось по высоте в пределах 300 мм. Расстояние от земли до оси приводного вала могло изменяться наклоном трансмиссионной штанги, фиксируемой в нескольких положениях упорами.

NKL1641071.jpg NKL1641075.jpg

Буксировка подразделения лыжников аэросанями НКЛ-16-41.

Аэросани НКЛ-16-41 с «лодочками-волокушами» для транспортировки пулеметных расчетов.

Оглавление