Оглавление

NKL1641062.jpg

Установка прожекторной станции на аэросанях НКЛ-16-41.

При необходимости работы с земли на расстоянии до 50 м от аэросаней (катушка с кабелем питания устанавливалась на полу между 7-м и 8-м шпангоутами) прожектор можно было снимать и выставлять на треноге. На развертывание и свертывание прожекторной станции нормативно затрачивалось время от 2 до 3 мин.

23 сентября 1943 г. начальник ЦКБ ГСДП Андреев, начальник цеха опытных конструкций ЦКБ ГСДП Тирман и представитель заказчика Михайлов составили акт о передаче двух опытных прожекторных установок ПП-4-5-3, смонтированных на аэросанях НКЛ-16 выпуска 1943 г и НКЛ-26. Установка на НКЛ-16 была признана удовлетворяющей техническим требованиям, и заказчик разрешил изготовление партии. 30 октября 1943 г. ЦКБ ГСДП сдало 18 комплектов деталей монтажного оборудования прожекторных установок для аэросаней НКЛ-16. Прожекторные установки ПП-4-5-3 использовались для патрульной и охранной службы.

Ремонтная летучка АС

Эксплуатация аэросаней неизбежно сопровождалась авариями и поломками. Нередкими были и боевые повреждения. Полевой ремонт затруднялся тем, что имевшиеся ремонтные средства на автомобильной базе не могли следовать за аэросанями из-за неудовлетворительной проходимости вне дорог. Применение в войсках (в частности, в период Битвы за Москву) в качестве ремонтных и эвакуационных средств полугусеничных автомобилей носило эпизодический характер — таких машин было крайне мало. Поэтому для оказания технической помощи силами аэросанных частей разработали и приняли к изготовлению ремонтную летучку АС на базе аэросаней НКЛ-16, которая должна была придаваться каждому аэросанному батальону. Поскольку все летучки изготавливались на базе аэросаней выпуска различных заводов и не единовременно, они имели индивидуальные отличия. Штатно все летучки оснащались укрепленным на левом борту легким откидным верстаком с параллельными тисками, сварочным аппаратом, набором инструмента. Во время проведения ремонтов летучка ставилась правым бортом (по ходу движения) с наветренной стороны. Для дополнительной защиты от ветра служил матерчатый тент. На крыше летучки монтировались кислородные баллоны для сварочного аппарата.

NKL1641064.jpg NKL1641063.jpg
Ремонтная летучка АС на базе аэросаней НКЛ-16-41. На крыше видны кислородные баллоны для сварочного аппарата и сложенный тент.

 Ремонтная летучка АС на базе аэросаней НКЛ-16-41 в рабочем положении. Для защиты от ветра установлен матерчатый тент.

 

Ракетные ускорители

Существенным недостатком аэросаней являлось затрудненное страгивание с места, поэтому НИИ-3 предложил специальное стартовое приспособление. Летом 1943 г. были проведены полигонные испытания ракетных ускорителей конструкции НИИ-3, показавшие недостаточную надежность и выявившие недостатки конструкции. В итоге первый вариант ракетных ускорителей не рекомендовался для использования на аэросанях, однако работы в данном направлении было решено продолжить.

Зимой 1943—1944 г. состоялись государственные испытания усовершенствованных ускорителей. Основными частями стартовых ускорителей были реактивный заряд, источник электрического тока и электробомбосбрасыватель. Испытывавшиеся ускорители различались типом зарядов — «долговременного горения» (продолжительностью более секунды) и «кратковременного горения» (продолжительностью 0,4 с). Штатно в ходе испытаний реактивные заряды монтировались попарно на задних лыжах. Допускалась и возможность установки восьми зарядов, обеспечивающих тягу до 1000 кг при необходимом дополнительном усилии в 320-455 кг. Оба типа зарядов успешно прошли зимние испытания и были признаны пригодными для применения, однако из-за конструктивной сложности не получили широкого распространения.

NKL1641065.jpg NKL1641068.jpg

Установка ракетных ускорителей на лыже аэросаней НКЛ-16.

Работа ракетных ускорителей, установленных на лыже аэросаней НКЛ-16.

 

NKL1641066.jpg NKL1641067.jpg

Чертежи ускорителей «долговременного горения» и «кратковременного горения».

NKL1641069.jpg   NKL1641072.jpg

Испытания аэросаней НКЛ-16-42, оснащенных ракетными ускорителями

Оглавление