Выпуск аэросаней заводами НКЛ за период 1941—1945 гг. |
|||||||
Завод №41 |
«Красный Октябрь» |
Завод им. Куйбышева |
Завод им. Ермана |
Завод №43 |
Бекетовский комбинат |
Итого по наркомату |
|
План выпуска на 1941 г. |
400 |
300 |
175 |
220 |
200 |
180 |
1475 |
Принято военной приемкой в 1941 г. |
113 |
0 |
8 |
30 |
2 |
2 |
155 |
План выпуска на 1942 г. |
290 |
140 |
0 |
0 |
120 |
0 |
550 |
Принято военной приемкой в 1942 г. |
416 |
286 |
190 |
118 |
179 |
54 |
1243 |
План выпуска на 1943 г. |
345 |
200 |
— |
— |
135 |
— |
680 |
Принято военной приемкой в 1943 г. |
391 |
81 |
- |
- |
150 |
- |
622 |
План выпуска на 1944 г. |
500 |
— |
— |
— |
— |
— |
500 |
Принято военной приемкой в 1944 г. |
424 |
- |
- |
- |
- |
- |
424 |
План выпуска на 1945 г. |
75 |
— |
— |
— |
— |
— |
75 |
Принято военной приемкой в 1945 г. |
45 |
- |
- |
- |
- |
- |
45 |
Аэросани НКЛ-16-41, принадлежащие Министерству связи.
Под прикрытием артиллерийского огня и авиации транспортные аэросани доставили лыжный десант на открытый фланг противника. Десант прикрывался подразделениями боевых аэросаней.
Наши части перешли в наступление. Обороняющаяся стрелковая часть сковала немцев с фронта, а с флангов провели атаку подразделения лыжного батальона. Подразделения лыжных десантников атаковали Прибрежное с тыла. Боевые аэросани на флангах обеспечили своим огнем продвижение наступающих.
В результате этого боя противник был полностью уничтожен, а Прибрежное захвачено нашими частями.
Аэросанные батальоны массово применялись на фронте до зимы 1943—1944 гг. Так, батальоны, принимавшие участие в боях за Новгород, получили почетное наименование Новгородских.
В послевоенный период как ремонтные, так и вновь изготовленные аэросани поступали, помимо военного ведомства, и в гражданские учреждения. Одна из машин, например, использовалась в Горьковской области в качестве передвижного книжного магазина. В мае 1945 г. одни аэросани постройки завода №43 были переданы электросети Ивэнерго. Применялись аэросани и в заведениях уголовно-исполнительной системы: и сегодня сильно разрушенные аэросани НКЛ-16-42 можно увидеть на территории бывшего лагеря «Рыбак».
Но основным эксплуатантом аэросаней в послевоенный период стало Министерство связи, в системе которого была организована доставка почты по регулярным почтовым линиям, проходившим преимущественно по руслам рек. В летнее время аэросани заменялись глиссерами или мотолодками. К примеру, в Хабаровском управлении связи в 1951 — 1953 гг. действовали четыре аэросанно-глиссерные линии. В межсезонье (период ледохода и ледостава) глиссеры и аэросани простаивали. Тем не менее использование аэросаней позволило обеспечить доставку центральной прессы не позднее чем на следующий день после ее выхода. Аэросани НКЛ-16 применялись для доставки почты до середины 1960-х гг., когда им на смену пришли Ка-30.
Аэросанно-глиссерные линии Хабаровского управления связи |
|
Маршрут Протяженность, км |
|
Хабаровск — Новокуровка по р. Тунгуска |
155 |
Вятское — Троицкое по притокам р. Амур |
150 |
Комсомольск-на-Амуре — Сухановка по р. Амур и притокам |
220 |
Николаевск-на-Амуре — Большой Михайловский |
180 |
Статья подготовлена при содействии сайта «Полярная почта сегодня» (http://wvw.polarpost.ru.
Пришедшие в негодность аэросани НКЛ-16-41 в Комсомольске-на-Амуре (1962 г.) | НКЛ-16-42 на территории бывшего лагеря «Рыбак» (современный снимок). |