Оглавление

Выпуск аэросаней заводами НКЛ за период 1941—1945 гг.

Завод №41

«Красный Октябрь»

Завод им. Куйбышева

Завод им. Ермана

Завод №43

Бекетовский комбинат

Итого по наркомату

План выпуска на 1941 г.

400

300

175

220

200

180

1475

Принято военной приемкой в 1941 г.

113

0

8

30

2

2

155

План выпуска на 1942 г.

290

140

0

0

120

0

550

Принято военной приемкой в 1942 г.

416

286

190

118

179

54

1243

План выпуска на 1943 г.

345

200

135

680

Принято военной приемкой в 1943 г.

391

81

-

-

150

-

622

План выпуска на 1944 г.

500

500

Принято военной приемкой в 1944 г.

424

-

-

-

-

-

424

План выпуска на 1945 г.

75

75

Принято военной приемкой в 1945 г.

45

-

-

-

-

-

45

NKL1641055.jpg

Аэросани НКЛ-16-41, принадлежащие Министерству связи.

Под прикрытием артиллерийского огня и авиации транспортные аэросани доставили лыжный десант на открытый фланг противника. Десант прикрывался подразделениями боевых аэросаней.

Наши части перешли в наступление. Обороняющаяся стрелковая часть сковала немцев с фронта, а с флангов провели атаку подразделения лыжного батальона. Подразделения лыжных десантников атаковали Прибрежное с тыла. Боевые аэросани на флангах обеспечили своим огнем продвижение наступающих.

В результате этого боя противник был полностью уничтожен, а Прибрежное захвачено нашими частями.

Аэросанные батальоны массово применялись на фронте до зимы 1943—1944 гг. Так, батальоны, принимавшие участие в боях за Новгород, получили почетное наименование Новгородских.

В послевоенный период как ремонтные, так и вновь изготовленные аэросани поступали, помимо военного ведомства, и в гражданские учреждения. Одна из машин, например, использовалась в Горьковской области в качестве передвижного книжного магазина. В мае 1945 г. одни аэросани постройки завода №43 были переданы электросети Ивэнерго. Применялись аэросани и в заведениях уголовно-исполнительной системы: и сегодня сильно разрушенные аэросани НКЛ-16-42 можно увидеть на территории бывшего лагеря «Рыбак».

Но основным эксплуатантом аэросаней в послевоенный период стало Министерство связи, в системе которого была организована доставка почты по регулярным почтовым линиям, проходившим преимущественно по руслам рек. В летнее время аэросани заменялись глиссерами или мотолодками. К примеру, в Хабаровском управлении связи в 1951 — 1953 гг. действовали четыре аэросанно-глиссерные линии. В межсезонье (период ледохода и ледостава) глиссеры и аэросани простаивали. Тем не менее использование аэросаней позволило обеспечить доставку центральной прессы не позднее чем на следующий день после ее выхода. Аэросани НКЛ-16 применялись для доставки почты до середины 1960-х гг., когда им на смену пришли Ка-30.

Аэросанно-глиссерные линии Хабаровского управления связи

Маршрут Протяженность, км

Хабаровск — Новокуровка по р. Тунгуска

155

Вятское — Троицкое по притокам р. Амур

150

Комсомольск-на-Амуре — Сухановка по р. Амур и притокам

220

Николаевск-на-Амуре — Большой Михайловский

180

Статья подготовлена при содействии сайта «Полярная почта сегодня» (http://wvw.polarpost.ru.

NKL1641056.jpg NKL1641057.jpg
Пришедшие в негодность аэросани НКЛ-16-41 в Комсомольске-на-Амуре (1962 г.)

НКЛ-16-42 на территории бывшего лагеря «Рыбак» (современный снимок).

Оглавление