Зимой аэросанные подразделения, несмотря на очевидное несовершенство материальной части, были лишены недостатков, свойственных другим родам войск. Они могли действовать в любых условиях, а их маневренность характеризовалась способностью быстро совершать большие переходы.
Практика боевого использования аэросаней зимой 1941—1942 гг. показала, что нормальный суточный переход групп аэросаней составлял 100-120 км, форсированный — 200 км при средней скорости 20-25 км/ч. Радиус действия аэросаней равнялся в среднем 100-120 км (5 часов работы мотора). При неблагоприятных условиях (рыхлый снег, значительно пересеченный рельеф местности, сильный встречный ветер) скорости движения аэросаней снижались примерно на одну треть, но и в любом случае это было в 6 раз выше скорости движения пехоты и в 3 раза выше скорости движения лыжников при сохранении сил и боеспособности личного состава. Аэросанные подразделения были хорошо приспособлены к внезапным налетам на противника с последующим отрывом от него, причем аэросани могли повторить атаку несколько раз, меняя при этом ее направление.
Доставка лыжной группы аэросанями НКЛ-16-41. Западный фронт, 1942 г.
Вместе с тем, у аэросаней выявились и отрицательные стороны. Они имели низкую проходимость через леса, кустарники и узкие дефиле, не были приспособлены к преодолению препятствий (изгороди, заборы, плетни). Шум работающего мотора сильно демаскировал аэросани. Для авиационных моторов требовались ГСМ высокого качества.
Учитывая положительные и отрицательные качества аэросаней, их можно было привлекать к выполнению следующих задач:
- внезапное нападение на противника, расположенного на месте (на отдыхе, в резерве, на привале);
- внезапное нападение на колонны противника;
- атака во фланг наступающему противнику и преследование его при отходе;
- ведение разведки;- уничтожение баз снабжения, транспортов и обозов противника, нападение на штабы, аэродромы и разрушение линий связи.
Бой аэросанных подразделений отличался быстротой развертывания и скоротечностью. Подразделения боевых аэросаней, используя скорость, вооружение и способность двигаться по бездорожью, наносили ощутимые удары по противнику, уничтожая его живую силу, тылы, парализуя управление войсками. Успех действий аэросаней обеспечивался внезапностью атаки во взаимодействии с лыжниками. Атака производилась сходу или после короткой остановки с рубежа развертывания.
Захват с. Прибрежное с использованием десантно-транспортных и боевых аэросаней. Карельский фронт.
Боевое применение аэросаней на северных участках фронта зимой 1941—1942 гг. показало, что наибольший эффект при их использовании достигался на замерзших реках, больших озерах, а также в степных районах и на других среднепересеченных участках местности с редкой растительностью.
Аэросани являлись также надежным средством боевого обеспечения и хорошим средством связи в руках общевойсковых начальников в условиях бездорожья, во время пурги и больших снежных заносов. Показательны в этом отношении действия подразделений аэросаней на одном из участков Карельского фронта.
Немцы, захватив селение Прибрежное, приступили к его укреплению, предполагая подбросить резервы и продолжить наступление на Васильевцы. Наши мелкие лыжные группы, находясь в непосредственном соприкосновении с противником, не могли отбросить его из Прибрежного и перешли к обороне. Подошедшие на остров Крикливый лыжные, боевые и транспортные аэросанные подразделения получили задачу при поддержке артиллерии и авиации совместно с обороняющимися подразделениями перейти в наступление и овладеть Прибрежным.
Авария аэросаней НКЛ-16-41. Зима 1941-1942 гг.