Самоходная установка СУ-2 в первоначальном (вверху) и в бронированном вариантах.
Испытания всех установок проводились на специально устроенном НАТИ полигоне. Первые четыре установки прошли полные испытания. Установку Ветчинкина, вследствие обнаруженных в ней неисправностей, по желанию конструктора сняли с испытаний, причем вместо нее должна была поступить новая установка с некоторыми конструктивными изменениями. Однако ее не успели изготовить в период испытаний.
В установке профессора Наумова использовался прямой процесс и топливом служил древесный уголь. Остальные установки обратного процесса работали на березовых чурках5.
Испытания всех установок проводились рабочей бригадой НАТИ под общим руководством Семенова-Жукова и при наблюдении экспертов Абрамовича, Болтинского, Карачана, Карельских, Михаловского и Тюляева.
На испытаниях были сняты тяговые характеристики тракторов при работе на бензине и на газе, после чего все тракторы поступали в «рядовую» работу с прицепной нагрузкой, составлявшей около 80% наибольшей нагрузки, полученной при снятии характеристик. Каждая установка наработала около 20 ч. Кроме того, каждый трактор испытывался на холостом ходу в течение одного рабочего дня с наибольшей скоростью для выяснения влияния быстрого хода на прочность установок.
По окончании «рядовой» работы установки разобрали с хронометражем времени и детальным осмотром на предмет износа и повреждений.
Наряду с традиционными для газогенераторных установок недостатками (см. таблицу) были зафиксированы и отдельные производственные и конструктивные дефекты. Например, в установке Декаленкова отмечалось большое число ненадежных болтовых соединений; установка системы Введенского отличалась неэффективностью примененных катализаторов; неудовлетворительную прочность кирпичной футеровки показала установка Наумова. Общим же недостатком всех установок стала неудовлетворительная очистка газа. По результатам испытаний была признана необходимость совершенствования всех представленных конструкций.
К зиме 1933—1934 гг. установка системы Введенского на тракторе З-90 была в целом доведена и под обозначением В-3 представлена на госиспытания на предметопределения пригодности ее к использованию в военных целях.
Трактор «Коммунар» с газогенераторной установкой В-3.
Установка |
Мощность на крюке при работе на бензине, л.с. |
Мощность на крюке при работе на газе, л.с. |
Потери мощности на крюке, % |
Потери тягового усилия, % |
Полная мощность двигателя при работе на бензине, л.с. |
Полная мощность двигателя при работе на газе, л.с. |
Потеря полной мощности, % |
Система Введенского |
63,7 |
24,9 |
60,9 |
59,8 |
91,7 |
42,4 |
53,8 |
Система Наумова |
63,7 |
26,1 |
59 |
53,8 |
91,7 |
42,9 |
53,3 |
Система Декаленкова |
61,2 |
22,2 |
63,7 |
60,8 |
87,6 |
37,6 |
57 |
5 Подробнее о типах газогенераторов см. А. Михайлов «С газом. Без газа», «Двигатель» № 4(40)/2005.