Оглавление

MchTruck130.jpg  MchTruck133.jpg

Самоходная установка СУ-2 в первоначальном (вверху) и в бронированном вариантах.

MchTruck131.jpg MchTruck134.jpg

Испытания всех установок проводились на специально устроенном НАТИ полигоне. Первые четыре установки прошли полные испытания. Установку Ветчинкина, вследствие обнаруженных в ней неисправностей, по желанию конструктора сняли с испытаний, причем вместо нее должна была поступить новая установка с некоторыми конструктивными изменениями. Однако ее не успели изготовить в период испытаний.

В установке профессора Наумова использовался прямой процесс и топливом служил древесный уголь. Остальные установки обратного процесса работали на березовых чурках5.

Испытания всех установок проводились рабочей бригадой НАТИ под общим руководством Семенова-Жукова и при наблюдении экспертов Абрамовича, Болтинского, Карачана, Карельских, Михаловского и Тюляева.

На испытаниях были сняты тяговые характеристики тракторов при работе на бензине и на газе, после чего все тракторы поступали в «рядовую» работу с прицепной нагрузкой, составлявшей около 80% наибольшей нагрузки, полученной при снятии характеристик. Каждая установка наработала около 20 ч. Кроме того, каждый трактор испытывался на холостом ходу в течение одного рабочего дня с наибольшей скоростью для выяснения влияния быстрого хода на прочность установок.

По окончании «рядовой» работы установки разобрали с хронометражем времени и детальным осмотром на предмет износа и повреждений.

Наряду с традиционными для газогенераторных установок недостатками (см. таблицу) были зафиксированы и отдельные производственные и конструктивные дефекты. Например, в установке Декаленкова отмечалось большое число ненадежных болтовых соединений; установка системы Введенского отличалась неэффективностью примененных катализаторов; неудовлетворительную прочность кирпичной футеровки показала установка Наумова. Общим же недостатком всех установок стала неудовлетворительная очистка газа. По результатам испытаний была признана необходимость совершенствования всех представленных конструкций.

К зиме 1933—1934 гг. установка системы Введенского на тракторе З-90 была в целом доведена и под обозначением В-3 представлена на госиспытания на предметопределения пригодности ее к использованию в военных целях.

MchTruck132.jpg

Трактор «Коммунар» с газогенераторной установкой В-3.

Потери мощности и тягового усилия тракторов «Коммунар» с газогенераторными установками

Установка

Мощность на крюке при работе на бензине, л.с.

Мощность на крюке при работе на газе, л.с.

Потери мощности на крюке, %

Потери тягового усилия, %

Полная мощность двигателя при работе на бензине, л.с.

Полная мощность двигателя при работе на газе, л.с.

Потеря полной мощности, %

Система Введенского

63,7

24,9

60,9

59,8

91,7

42,4

53,8

Система Наумова

63,7

26,1

59

53,8

91,7

42,9

53,3

Система Декаленкова

61,2

22,2

63,7

60,8

87,6

37,6

57

 

5 Подробнее о типах газогенераторов см. А. Михайлов «С газом. Без газа», «Двигатель» № 4(40)/2005.

Оглавление