Закончившиеся в апреле 1934 г. государственные испытания показали, что тяговое усилие на крюке на 1-й скорости составляет 2200 кг, на 2-й скорости — 1000 кг и на 3-й скорости - 400 кг. На розжиг газогенератора в зависимости от сорта и влажности дров (свежеспиленные или подсушенные до влажности 16—17%) уходило от 1,5 до 5 ч. На 30 км пути с трехтонным колесным прицепом на буксире ушло 350 кг дров. По итогам госиспытаний были зафиксированы в целом удовлетворительные параметры надежности, удобства обслуживания и др. Однако потери мощности оказались слишком велики, и установка В-3 не была рекомендована к принятию на вооружение. Позднее в армии использовались тракторы с газогенераторными установками, но данный опыт носил ограниченный характер и являлся исключительно вынужденной мерой.
Совершенствование устаревшей конструкции (по сути, времен Первой мировой войны) не могло продолжаться бесконечно, поэтому 15 августа 1934 г. Зампред СТО Куйбышев подписал Постановление №К-96сс об организации производства новых тракторов «Коминтерн» вместо «Коммунара» З-90. Со следующего года ХПЗ прекратил сборку «Коммунаров». Для обеспечения запасными частями 1310 тракторов этого типа, состоявших на тот момент на вооружении РККА, Наркомзему поручалось организовать выпуск запчастей на заводе им. Красина в Днепропетровске.
Наличие тракторов «Коммунар» в артиллерии на 1 января 1941 г. |
|
Округ (фронт) |
Количество |
Ленинградский |
40 |
Московский |
14 |
Западный |
7 |
Приволжский |
4 |
Прибалтийский |
106 |
Киевский |
146 |
Харьковский |
28 |
Орловский |
2 |
Дальневосточный |
- |
Сибирский |
26 |
Одесский |
105 |
Уральский |
- |
Закавказский |
3 |
Северо-Кавказский |
23 |
Архангельский |
- |
Забайкальский . |
- |
Средне-Азиатский |
- |
Всего |
504 |
Состав парка |
2,4% общего папка |
Составлено по: Механическая тяга в артиллерии в Великой Отечественной войне. - М. 1967, с. 32 со ссылкой на Архив Штаба артиллерии Советской Армии, ф.22, on. 484 сс, арх.4. |
Наличие тракторов «Коммунар» в округах и на фронтах на 1 сентября 1942 г. |
|
Карельский фронт | 2 |
Ленинградский фронт |
43 |
Волховский фронт |
1 |
Калининский фронт |
2 |
Западный фронт |
6 |
Брянский фронт |
1 |
Забайкальский фронт |
45 |
Московский военный округ |
58 |
Северо-Западный фронт |
9 |
Южно-Уральский военный округ |
3 |
Сталинградский военный округ |
2 |
Средне-Азиатский военный округ |
85 |
Всего |
257 |
Составлено по: Механическая тяга в артиллерии в Великой Отечественной войне. - М., 1967, с. 48,49 со ссылкой на Архив Штаба артиллерии Советской Армии, ф. 1, т. 523сс, арх. 7,л. 50. |
В армии «Коммунары» постепенно вытеснялись тракторами других моделей, в первую очередь — специальными артиллерийскими тягачами. Однако они оставались на вооружении до начала Великой Отечественной войны, продолжая службу на аэродромах, в артиллерийских и др. частях, а также в народном хозяйстве. Некоторые «Коммунары» были захвачены и ограниченно использовались немцами.
Летом 1941 г. многие тракторы «Коммунар», использовавшиеся в том числе в качестве артиллерийских тягачей, были брошены и достались немцам в качестве трофеев.
Советские бомбардировщики, уничтоженные на земле в первые дни войны. Справа на фото видны поврежденные тракторы «Коммунар», служившие на аэродромах в предвоенные годы.
До наших дней сохранилось несколько тракторов «Коммунар». Для освоения месторождений медной руды на острове Вайгач зимой 1933 г. были подготовлены два поезда из тракторов, доставленных на Вайгач в летнюю навигацию. Тракторы оборудовали импровизированными закрытыми кабинками (штатно «Коммунары» кабин не имели), а моторы укрыли чехлами. В тяжелейших условиях поезда за 10 дней преодолели почти 100 км вдоль всего Вайгача до бухты Долгой. Эти тракторы были оставлены на Вайгаче. В 1980-х гг. ХПЗ решил вывезти один из «Коммунаров», отремонтировать и установить на заводской территории, а два других трактора остались на острове.
Помощь в работе над статьей оказали А. Буздин, В. Котельников и М. Павлов.
Использованы иллюстративные и документальные материалы ГАРФ, РГВА, РГАЭ, РГАСПИ, РГАКФД и частных коллекций.
Литература
1. Белянчиков В.Д. Тракторы. - М., 1930.
2. Карельских Д. К. Тракторы. - М., 1930.
3. Кристи М.К. Руководство по трактору «Коммунар» 9Г модель 35/50. - М., 1929.
4. Львов Е.Д. Тракторы, их конструкция и расчет. — М., 1933.