Трактора серии 9ЕУ служили главным образом для перевозки зенитных артсистем с повышенными скоростями. Это могла быть зенитная установка механической тяги обр. 1925 г. с прицепной повозкой на 1,75 т или зенитная установка обр. 1926 г. для конной и механической тяги с прицепной повозкой на 3 т.
Помимо тракторов серии 9ЕУ, в 1930 г. в войсках имелись четыре трактора серии 9А. В противоположность 9ЕУ, в данной.версии была предпринята попытка повышения тягового усилия в ущерб динамике.
Основным назначением тракторов серии З-90 являлась «тяга артиллерийских грузов с повышенными скоростями впредь до получения специальных типов тракторов (среднего и тяжелого) по системе вооружения». В этой модификации были комплексно внедрены все положительные изменения, опробованные в ранних сериях. Трактор серии З-90 стал самой массовой модификацией «Коммунара» и с незначительными изменениями выпускался до 1935 г. Тракторы З-90 хорошо известны благодаря фотоснимкам парадов на Красной площади2.
Существенным недостатком при изготовлении «Коммунаров» являлось свойственное ХПЗ индивидуальное по сути производство, поэтому взаимозаменяемости не было даже в пределах одной серии машин. При заказе на заводе вновь устанавливаемых узлов и деталей, например двигателя, помимо каталожного номера требовалось указывать и серийный номер трактора. Это затрудняло снабжение запасными частями, усложняло эксплуатацию и удорожало производство. С течением времени ситуация постепенно менялась в лучшую сторону, но, тем не менее, эта проблема не была решена при выпуске и других изделий завода до начала войны.
Тракторы «Коммунар» послужили базой для создания целого ряда машин. В частности, были изготовлены экскаватор МК-1, укладчик дорожных покрытий, подвижной лесозавод и т.д.
В 1932 г. на «Коммунаре» смонтировали 76-мм пушку. Таким образом появилась одна из первых отечественных самоходных установок, названная СУ-2. Всего изготовили 12 самоходных установок в бронированном и небронированном вариантах, которые прошли полигонные и войсковые испытания. Ввиду выявленных недостатков выпуск СУ-2 ограничился опытной партией.
Комплект для установки проволочных заграждений.
Применялись «Коммунары» и как силовые агрегаты кустарных колесных каюков, ходивших на Аму-Дарье. Трактор устанавливался на каюке и от шкива приводил в действие гребные колеса простейшего типа.
По инициативе и на средства общества «Автодор» проводились работы по созданию газогенераторных установок, в том числе и тракторных. В частности, с марта по октябрь 1932 г. состоялись испытания таких установок на «Коммунарах». Преимуществом газогенераторных силовых установок являлась возможность их работы на дешевом местном топливе. К числу основных недостатков относились потери мощности, трудоемкость обслуживания и значительная собственная масса3.
Для испытания готовых газогенераторных установок на тракторах в ЦАГИ был доставлен ряд образцов.
1. Установка системы Введенского на тракторе «Коммунар».
2. Установка ОКБ-8 Техотдела ОГПУ на тракторе «Катерпиллер-60»4.
3. Установка системы профессора Наумова на тракторе «Коммунар».
4. Установка системы Декаленкова на тракторе «Коммунар».
5. Установка системы профессора Ветчинкина на тракторе «Коммунар».
Многоковшовый экскаватор МК-1 на базе трактора «Коммунар». | Укладчик дорожных покрытий на базе трактора «Коммунар». |
2 РГАСПИ ф. 558, оп. 11, д. 1659, л. 219, 220.
3 ГАРФ, ф. 4426, оп. 1, д. 678, лл. 5-8об.
4 Рассказ о работах ОГПУ по силовым установкам для тракторов «Катерпиллер» выходит за рамки статьи.