Оглавление

HstGT80120.jpg

Испытания в пустыне Кара-Кум.

Контрольный экзамен

Первые итоги летнего периода опытной войсковой эксплуатации (с 1 сентября по 11 декабря 1974 г.) были изложены в докладе начальнику Генерального штаба Генералу Армии В.Г. Куликову от начальника Танковых войск Маршала Бронетанковых войск А.Х. Бабаджаняна и начальника Главного оперативного управления ГШ ВС Генерал-полковника С.Ф. Ахромеева:

«...К настоящему времени батальон укомплектован 21 танком. Поставка остальных 10 танков будет осуществлена в декабре с.г.

...В результате проведенного объема эксплуатации установлено, что танк «Объект 219», особенно двигатели ГТД-1000Т, имеют недостаточную надежность.

... В настоящее время в батальоне не восстановлено 5 танков из-за отсутствия двигателей. Причины выхода из строя двигателей исследуются на заводе.

В текущем году главными конструкторами проработан ряд мероприятий, направленных на повышение надежности работы двигателя и танка. Эти мероприятия будут реализованы на 10 танках, поставляемых в батальон в декабре с.г.

На доработанные двигатели установлен гарантийный срок службы в объеме 500 часов (вместо 300 часов у ранее выпущенных двигателей).

Эффективность введенных мероприятий будет проверена в ходе дальнейшей опытной войсковой эксплуатации...»

27 января 1975 г. вышло решение по отклонениям от ТТТ на образцы танков «Объект 219» и двигателей ГТД-1000Т, планируемых к выпуску в том же году. Решение было утверждено заместителями министров Оборонной и Авиационной промышленности Л.А. Ворониным и Н.А. Дондуковым и согласовано с заместителем начальника танковых войск Ю.А. Рябовым:

«...Боевой вес танка — не более 42 тонн. ...Зенитную пулеметную установку не устанавливать, оборудование для минного трала и самоокапывания устанавливать с танка №19 программы 1975 г.»

Из доклада начальника Генерального штаба Генерала Армии В.Г. Куликова министру обороны Маршалу Советского Союза А.А. Гречко «О ходе опытной войсковой эксплуатации танков «Объект 219» в Приволжском военном округе (Тоцкое)» за второй период эксплуатации (от 24 июля 1975 г.):

«...В конструктивном отношении из танков, поступивших до декабря 1974 г. с двигателями 7 серии (21 единица), ни один не выдержал установленного гарантийного пробега (4000 км). В ходе их испытаний вышло из строя 16 двигателей ГТД-1000Т, 11 коробки передач и ряд других узлов.

Надежность танков с двигателями 8 серии (10 единиц) повысилась. Мероприятия, проведенные на танках с двигателями 8 серии, для устранения недостатков, отмеченных на танках с двигателями 7 серии, в пределах 300 м/часов оказались эффективны. Выявленные на этих танках поломки и неисправности (выход из строя 3 двигателей и некоторых других узлов) связаны, в основном, с недостаточным качеством изготовления.

Основными недостатками танков, снижающих их боевую эффективность, являются: ненадежность двигателя; большой расход топлива (в 1,7—1,8 раза больше, чем у танка «Урал» Т-72); несовершенство приборов наблюдения и прицеливания; сравнительно небольшая глубина преодолеваемого брода (танк Т-62 — 1,4 метра).

Целесообразно продолжить опытную войсковую эксплуатацию танка «Объект 219» до выполнения программы (декабрь 1975 г.) для окончательного определения его боевых возможностей с учетом последних усовершенствований двигателя и танка в целом. После этого можно решить вопрос о принятии танка на вооружение и заказа его в промышленности».

Еще самые первые ходовые испытания Т-64А с ГТСУ выявили износ лопаток входного направляющего аппарата ГТД, входных и выходных кромок лопаток рабочих колес, выходной части лопаточных диффузоров. Эти явления устранили путем замены материала лопаток диффузора II каскада и внедрения конструкции воздухоочистителя на базе комбинированных прямоточных циклонов диаметром 90 мм.

При испытаниях танка «Объект 219» в Средней Азии столкнулись с ранее не встречавшейся проблемой пылевых отложений в газовоздушном тракте турбин. Образование пылевых отложений, характерных для среднеазиатского региона, под покрывающим диском колеса центробежного компрессора и в сопловом аппарате оказывали особенно сильное негативное влияние на работоспособность ГТД. Тем более что такие отложения, в отличие от сравнительно рыхлых отложений в центробежном компрессоре, представляли собой достаточно прочные образования, состоящие из спекшихся частиц пыли (с диаметром, в основном, менее 1 мкм), которые формировались при температуре газа перед сопловым аппаратом выше 850—900°С вследствие оседания на поверхности деталей соплового аппарата расплавленных частиц. Рыхлые, легко разрушающиеся отложения пыли наблюдались во всех конструктивных элементах с уступами, карманами, застойными зонами в воздушном и газовом трактах турбин. Это приводило к стеснению тракта, помпажу компрессора, поломкам рабочих лопаток и выходу двигателя из строя. Первые признаки снижения работоспособности двигателя давали о себе знать уже через 10-15 ч движения машины по трассе.

Ненадежная работа ГТД в условиях лессовой запыленности потребовала от специалистов ЗиК, КБ-3 и ВНИИТрансМаш проведения продолжительных и трудоемких работ по обеспечению требуемой работоспособности двигателя. Разработка мер по снижению интенсивности образования пылевых отложений велась по нескольким направлениям:
-  исследование мероприятий по предотвращению образования пылевых отложений;
-  совершенствование конструкции деталей и узлов ГТД;
-  разработка специальных устройств для удаления отложений пыли.

По результатам многочисленных экспериментов в 1970 г. в конструкцию двигателя внедрили систему пылесдува и продувки форсунок. Борьба с образованием пылевых отложений в этом случае велась подачей на входную кромку и галтели вторичного воздуха под давлением через специальные пазы. В процессе экспериментальной отработки были определены оптимальные размеры пазов и их расположение относительно входных кромок лопаток. Кроме этого, периодически, через специальные форсунки, установленные в газовом тракте, весь двигатель продувался сильной струей сжатого воздуха, который удалял пылевые конгломераты и выбрасывал их наружу. Предпринятые меры снизили интенсивность образования пылевых отложений в 2-3 раза, но не исключили их полностью.

В 1971 г. диаметр трубок системы пылесдува увеличили, расширили входную часть рабочего колеса компрессора I каскада, ввели пылевые щитки и выхлопной насадок. Одним из эффективных мероприятий оказалась ликвидация полок рабочих лопаток турбины компрессора высокого давления. Пылевые отложения, накапливающиеся под верхними полками, приводили к повышению нагрузок на рабочие лопатки и к их поломкам.

Оглавление