Уже в ходе проведения опытной войсковой эксплуатации со стороны НТК ГБТУ поступили новые предложения по дальнейшему совершенствованию танка «Объект 219» в дополнение к направленным ранее документам от 30 ноября 1972 г. (№562/3/009315) и 26 марта 1973 г. (№562/3/00199).
«...На танке должна быть размещена стабилизированная в вертикальной плоскости зенитная установка с пулеметом калибра 12,7 мм с боекомплектом 400-450 патронов для стрельбы по воздушным и наземным целям.
Управление зенитной установкой и стрельба из нее должны осуществляться командиром танка как изнутри, так и снаружи танка.
... Живучесть ходовой части при подрывах противотанковых мин весом до 5 кг должна быть не хуже живучести танка Т-62.
...В системе управления танком должно быть предусмотрено автоматическое управление переключением передач... При этом должно быть обеспечено также ручное управление переключением передач водителем и выбор им способа управления переключением передач.
...5. Предусмотреть установку аккумуляторных батарей с обогревом, обеспечивающим поддержание положительной температуры электролита при эксплуатации танка в зимних условиях, в том числе и при содержании его на хранении с питанием от внешнего источника.
...9. В танке предусмотреть:
- специальное устройство для разогрева экипажу пищи и кипячения воды;
- преобразователь (в укладке) для обеспечения работы электробритвы от бортовой сети.
Для рационального распределения имеющихся сил при проектировании ВТДТ-1000Т и учитывая перспективу повышения его мощности, главные конструкторы С.П. Изотов и Н.С. Попов обратились в ЦК КПСС, к руководству МАП, МОП и МО с предложением совместить создание двигателя ВТДТ-1000Т с работами по повышению мощности, для чего выполнить их в два этапа.
При осуществлении первого этапа предлагалось создать высокотемпературный двигатель ВТДТ-1000Ф мощностью 1250 л.с. без теплообменника с удельным расходом топлива 245 г/л .с. ч в условиях объекта. Снижение удельного расхода топлива по сравнению с достигнутым уровнем (288 г/л.с.ч) предлагалось получить за счет повышения степени сжатия и температуры газов перед турбиной.
На втором этапе надлежало разработать двигатель ВТДТ-1000Ф повышенной мощности, с учетом перспективы развития танков, с теплообменником и уровнем экономичности 180-200 г/л.с.ч. Для этого предполагалось провести поисковые и научно-исследовательские работы по разработке конструкции теплообменников и способов очистки их от пыли и по результатам этих работ в 1975 г. внести предложение по срокам создания двигателя с теплообменником. Однако совместное предложение ЗиК и ЛКЗ не нашло поддержки у отдельных представителей МО. Так, в заключении заказчика при НИИД отмечалось:
«... 1. Развертывание ОКР по разработке нового двигателя без теплообменника нецелесообразно, так как этим оттягивается создание экономичного танкового ГТД с удельным расходом топлива 180-200 г/л. с. ч., предусмотренное Постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР от 16.04.1968 г. №249-95 и от 03.05.1972 г. №314-113.
2. В целях ликвидации отставания от зарубежного уровня сосредоточить усилия на создании танкового ГТД предлагаемой мощности 1250 л.с, но с топливной экономичностью 180-200 г/л.с.ч., для чего безотлагательно развернуть комплекс НИР и ОКР по созданию научно-технического задела в обеспечение разработки этого двигателя...»
Несмотря на это, 11 сентября 1974 г. вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №724-235 «О создании танкового газотурбинного двигателя мощностью 1250 л.с. для танка «Объект 219» в тексте которого говорилось: «Учитывая опыт работ по созданию первых отечественных танковых ГТД мощностью 1000 л.с. и в целях дальнейшего повышения скоростных и маневренных качеств танков, ЦК КПСС и СМ СССР Постановляют:
1. В частичное изменение Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 03.05.1972 г. №314-113 принять предложение МОП, МАП и МО СССР о проведении в 1974-1977 гг. работ по созданию для танка «Объект 219» ВТДТ-1000Ф без теплообменника мощностью 1250 л.с, вместо двигателя ВТДТ-1000Т с теплообменником мощностью 1000 л.с.
Работы по двигателю ВТДТ-1000Т прекратить.
2. МАП и МОП обеспечить проведение в 1974-1975 гг. НИР по созданию на базе ВТДТ-1000Ф танкового ГТД с удельным расходом топлива в стендовых условиях 180-200 г/л.с.ч., предусмотрев возможность дальнейшего форсирования этого двигателя до 1500 л. с.
...4. МОП, в целях максимального использования преимуществ двигателя ВТДТ-1000Ф, в 3-х месячный срок разработать и согласовать с МО СССР мероприятия по дальнейшему совершенствованию танка «Объект 219», имея в виду их поэтапное внедрение в 1975-1977 гг...»
Памятный знак в эпицентре атомного взрыва на территории Тоцкого полигона. Слева направо: главный конструктор проекта «Объект 219» В.В. Кулагин, представитель заказчика ЗиК В.А. Мордвин-Щедро, инженер-испытатель КБ-3 ЛКЗ Б.Р. Ларионов. Опытная войсковая эксплуатация танка «Объект 219». Тоцкое. 1974 г.
В приложении к Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 11 сентября 1974 г. №724-235, где новая работа фигурировала как «Создание газотурбинного двигателя ВТДТ-1000Ф мощностью 1250 л.с. для танка «Объект 219», в отношении поставленных задач и сроков их выполнения, в частности, констатировалось:
«Цель и назначение работы: создание ГТД мощностью 1250 л.с. с удельным расходом топлива 225 г/л.с.ч. в стендовых условиях и 245 г/л. с. ч. в танке.
...Гарантийный срок работы двигателя в танке — 500 часов.
...Изготовление и поставка опытных образцов танковых ГТД на ходовые испытания — 4 квартал 1975 г.
...Изготовление танков «Объект 219» для отработки ПСУ с двигателем ВТДТ-1000Ф, заводских и полигонных испытаний — 1975-76 гг.
...Изготовление танков «Объект 219» с ПСУ и предъявление их на войсковые испытания — 4 квартал 1977 г.
.. .Двигатель ВТДТ-1000Ф должен обеспечивать возможность его установки в МТО ранее выпущенных танков «Объект 219», взамен двигателя ГТД-1000Т в существующие бугеля с перекомпоновкой внутреннего оборудования МТО, доработкой элементов крыши МТО, выхлопа, люков днища...»
Оценка представленного аванпроекта ВТДТ-1000Ф («изделие 73») была дана в заключении специалистов 38 НИМИ БТТ где отмечалось:
«...Двигатель ВТДТ- 1000Ф превосходит двигатель ГТД-1000Т по мощности, топливно-экономическим характеристикам и габаритным показателям. Он является реализацией 1-го этапа создания газотурбинного двигателя для перспективного танка 80-х годов и рекомендуется для дальнейшей разработки...»