Монтаж моноблока ГТД в МТО танка «Объект 219». |
Вид установки моноблока ГТД танка «Объект 219» с поднятой крышей МТО. |
Противостояние нарастает
Мероприятия по модернизации танка «Объект 219» ЛКЗ представил в эскизно-техническом проекте «Объект 219М». После его рассмотрения в НТК УНТВ наряду с отмеченными отступлениями от заданных ТТТ были выдвинуты, в частности, следующие предложения:
«...в целях унификации, а также получения более высоких показателей по определяющим характеристикам (расположение боекомплекта, условия обитаемости и др.), было бы целесообразно разработать установку в танке «Объект 219» механизма заряжания, примененного в танке Т-72.
3. В связи с отсутствием положительных результатов по отработке газотурбинного двигателя ВТДТ-1000Т с удельным расходом топлива 180-200 г/л.с.ч. необходимо разработать резервный вариант силовой установки для танка «Объект 219» с дизельным четырехтактным двигателем мощностью 900—1000 л. с.
4. Считать также целесообразным, в целях унификации, в качестве резервного варианта разработать для танка «Объект 219» гусеницы с резинометаллическим шарниром, отработанной для серийных танков.
Примененная система ОПВТ с наличием второй трубы для выпуска отработавших газов значительно затрудняет и усложняет использование этой системы и не отвечает условиям применения ее в войсках.
Целесообразно:
- разработать, проверить и реализовать мероприятия по исключению трубы для выпуска отработавших газов;
- разработать мероприятия по обеспечению преодоления брода глубиной 1,8 метра без предварительной подготовки танка.
В связи с изложенным, УНТВ считает необходимым: -... изготовить в 1974 г., в соответствии с решением УНТВ, МОП и МАП от 18.12.1972 г., три танка «Объект 219» с реализацией в них одобренных мероприятий, в том числе один танк с серийной гусеницей с резинометаллическим шарниром для проведения заводских испытаний;
- ...разработать мероприятия по устранению замечаний и реализации невыполненных пунктов ТТТ.
Составить, согласовать и утвердить план-график выполнения всего объема работ по дальнейшему совершенствованию танка «Объект 219» в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 03.05.1972 г. №314-113».
Тем временем текущая отработка танка «Объект 219» шла своим чередом. Принятые к реализации мероприятия внедрялись при изготовлении партии двигателей и танков согласно решению заместителя Председателя Совета Министров СССР.
По совместному решению МОП, МАП и МО СССР от 28 декабря 1973 г., выпускаемые в 1974 г. танки планировалось использовать следующим образом:
- 20 танков - для войсковой эксплуатации с изготовлением для них двигателей 7-й серии с внедренными мероприятиями, разработанными по результатам испытаний;
- два танка — для испытаний по программе главных конструкторов, согласованной с заказчиком, с целью комплексной проверки вводимых мероприятий;
- пять танков — для проведения контрольных ресурсных испытаний в 38 НИИИ БТТ в объеме 10000 км и двигателя 8-й серии - в объеме 500 ч для определения возможности принятия танков «Объект 219» на вооружение;
- три танка — для заводских испытаний внедренных мероприятий по модернизации.
Промежуточные результаты создания танка с ГТСУ были отражены в докладе Главнокомандующего Сухопутными войсками Генерала Армии И.Г. Павловского министру обороны Маршалу Советского Союза А.А. Гречко (№562/3/00753 от 24 января 1974 г.)
«...За истекший период на базе танка Т-64А было изготовлено 82 танка с ГТД-1000Т для отработки конструкции и проведения заводских, полигонных и войсковых испытаний.
Затраты Министерства обороны на изготовление танков составили 27 млн. рублей.
Кроме того, МОП израсходовано более 70 млн. рублей на разработку и изготовление ГТСУ.
На ГТД, выпуска 1973—74 гг., установлена цена в размере 160 тыс. рублей, в то время как дизельный двигатель В-46 танка Т-72 в опытных образцах стоил не более 10 тыс. рублей.
Проведенные испытания танков с ГТСУ показали, что применение ГТД мощностью 1000 л.с. обеспечило повышение подвижности танка, а также боеготовности в условиях низких температур.
Однако в процессе испытаний выявлен ряд принципиальных недостатков танка, основными из которых являются:
- расход топлива ГТД- 1000Т в 1,6-1,8 раза превышает расход топлива дизельным двигателем, что потребовало увеличения заправки танка до 2100 л для сохранения запаса хода.
Вследствие этого для транспортировки возимых запасов топлива, установленных для танковой дивизии, необходимо дополнительно 60 топливозаправщиков емкостью по 4000 л.;
- низкая надежность работы ГТД и ряда других агрегатов и узлов танка.
Работоспособность двигателя в Средней Азии в особо пыльных условиях в среднем не превышает 100 часов;
- комплекс приборов прицеливания и наблюдения, заимствованный с танка Т-64А, не обеспечивает уверенного обнаружения целей на поле боя и не позволяет реализовать возросшие скоростные возможности танка при стрельбе из танкового оружия.
Учитывая отмеченные выше принципиальные недостатки, особенно большой расход топлива, считаю, что танк «Объект 219» в настоящее время не может быть рекомендован для принятия на вооружение Советской Армии».
В период со 2 марта по 18 марта 1974 г. состоялись ходовые испытания первого танка «Объект 219» выпуска 1974 г., усовершенствованного по результатам войсковых испытаний 1973 г.
Испытания проводились на трассах учебного центра «Струги Красные». Заводские специалисты (три экипажа) и ремонтная бригада (из трех человек) обеспечивали непрерывное круглосуточное обслуживание машины. На протяжении всего периода танк «Объект 219» эксплуатировался с полным макетным боекомплектом и загруженным до полного штатного веса. Остановки производились для проведения ЕТО (один раз в сутки), ТО-1, ТО-2, для дозаправки топливом и смены экипажей. В конце испытаний (на 270 м.ч.) к обслуживанию машины были привлечены войсковые экипажи ЛенВО, имевшие опыт эксплуатации Т-54 и Т-55 и прошедшие дополнительную подготовку по танку «Объект 219» на ЛКЗ.