Но на этом неприятности не закончились. Испытания снова продолжились в Келяте до полного израсходования запасов резервных двигателей. Во время одного из пробегов, когда танк переходил на высокой скорости через дорогу, густое облако пыли накрыло машины сопровождения ЗИЛ-131 и УАЗ, следовавшие за танком. В условиях плохой видимости водитель УАЗа не справился с управлением и не успел вовремя затормозить. В результате столкновения с впереди идущим ЗИЛом УАЗ был разбит, а руководитель испытаний В.И. Миронов46, находившийся рядом с водителем УАЗа, оказался с поврежденным коленным суставом в госпитале.
Испытательные трассы проходили в предгорьях Копет-Дага, в условиях пустыни. Движение по такыру, при повышенной запыленности, сопровождалось двумя проявлениями одного и того же дефекта:
- обгорание периферийной части рабочих лопаток турбины II каскада, что приводило к уменьшению мощности двигателя и зависанию изделия на запуске;
- помпажные хлопки на двигателях.
Отработанные двигатели демонтировали и отправили для исследований на завод-изготовитель. После получения и монтажа новых двигателей танки были переброшены эшелоном обратно в ПрикВО, откуда уже в зимних условиях, в течении двух суток, по маршруту Игнатполь - Калиновичи - Уречье вышли маршем в БВО, где и закончили испытания 1973 г. Переход проходил в сложных погодных условиях, по среднепересеченной местности, по твердому промерзшему фунту, с наличием на трассе заболоченных участков (три брода глубиной до 0,8 м). Половина маршрута пролегала по лесным дорогам с ограниченными проходами.
Масштабные испытания, проведенные в течение 1973 г. в различных климатических зонах страны, подтвердили существенные преимущества танка «Объект 219» по скорости движения, боеготовности и легкости управления по сравнению с серийными танками.
Усовершенствования, внедренные по результатам войсковых испытаний 1972 г. в ходовую часть, трансмиссию и другие системы, повысили их надежность и обеспечили повышение ресурса более 8000 км, кроме амортизаторов и гусениц (при заявленном ресурсе танка 10000-11000 км и 500 ч работы двигателя). Проведенные мероприятия по обеспечению работы двигателя в Средней Азии увеличили среднюю наработку его в этих условиях до 90 ч. В целом же надежность двигателя оставалась низкой.
Испытания выявили также низкую надежность средней связи гусеницы: из-за ослабления затяжки болтов терялись гребни траков (ЗакВО). На территории БВО отдельный участок маршрута пролегал по малоснежным перепаханным под зиму мерзлым полям. При движении по мерзлому полю (с глубиной пашни 10—15 см) соединительные скобы гусениц сползали с пальцев траков из-за больших вибраций гусениц.
Выводы по результатам испытаний содержали наряду с отмеченными преимуществами и неутешительные формулировки: «Вследствие низкой надежности двигателя и его систем танк контрольно-войсковые испытания не выдержал и в настоящее время для принятия на вооружение не готов».
Контрольные войсковые испытания 1973 г. позволили наиболее полно выявить особенности танка «Объект 219» и определить необходимый объем доработок для принятия его на вооружение Советской Армии. Одновременно была высказана рекомендация изготовить небольшую партию машин и создать подразделение с целью определения особенностей и отработки методов обслуживания машин с ГТД, а также определения нормативов для подготовки экипажей.
В.И. Миронов. |
График движения колонны танков «Объект 219» на марше 1-2 декабря 1973 г. по маршруту Игнатполь - Калиновичи - Уречье. |
Испытания на проходимость в условиях Европейской части СССР.
Продолжение работ по танку было оформлено Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 20 декабря 1973 г. №906-306 «О плане выпуска и поставок военной техники на 1974 г.», в котором устанавливался объем выпуска танков «Объект 219» на 1974 г. в количестве 30 шт., из них в I квартале — 6 шт., во II квартале — 7 шт., в III квартале - 8 шт. и в IV квартале - 9 шт.
В соответствии с представленными ЛКЗ материалами по совершенствованию танка с ГТСУ, в совместном решении начальника Танковых войск, заместителя министра Оборонной промышленности и заместителя министра Авиационной промышленности от 28 декабря 1973 г. «О проведении работ по совершенствованию танка «Объект 219» было определено поэтапное внедрение мероприятий. На первом этапе (в IV квартале 1974 г.) следовало изготовить три опытных образца танка «Объект 219» с ГТД-1000Т для заводских испытаний и корпус с башней для заводско-полигонных испытаний. На последующих этапах предлагалось действовать по плану-графику, разработанному и представленному на утверждение в III квартале 1974 г.
Для более эффективного внедрения разработанных мероприятий поквартальная поставка танков была изменена: I квартал — 2 шт., II квартал - 8 шт., Ill квартал - 10 шт., IV квартал - 10 шт.
46 Миронов Владимир Иванович (род. 25 октября 1935 г.). В 1959 г. окончил ЛПИ им. М.И. Калинина. В период 1969-1970 гг. - главный конструктор проекта, с 1970 г. -заместитель главного конструктора, с 1990 г. - заместитель генерального конструктора и начальника СКВ Трансмаш.