Оглавление

По замечаниям, выявленным при войсковых испытаниях в 1973 г., на корпусе танка ввели укороченные, облегченные подкрылки, установили защитный козырек на насадок с целью устранения обгорания бревна и запасных траков. Испытания подтвердили, что новые подкрылки более удобны при обслуживании машины и ходовой части, имеют более простую форму, что улучшает их ремонтопригодность, а также испытывают значительно меньшие нагрузки от набивания снега и грязи. Укладка концов задней резиновой пластины на бревно исключила ее захваты и обрывы.

Испытания прошли в полном объеме и в установленные сроки. Все узлы и системы танка функционировали надежно, без замечаний. Двигатель ГТД-1000Т 7-й серии отработал 300,2 ч, его запуск при температуре окружающего воздуха -15°С — +3°С осуществлялся с первой попытки.

За период испытаний танк «Объект 219» прошел 6250 км (из них 2500 км по разбитому колонному пути). Участки трассы, свободные от снега, были покрыты гололедом, что приводило к заносам танка на поворотах. По предложению экипажей на башне танка установили дополнительную фару, что значительно повысило освещенность дороги, особенно при движении в снежных условиях. Испытания подтвердили эффективность всех усовершенствований, введенных в танк и в двигатель, в объеме гарантийной наработки танка (4000 км) и двигателя (300 ч).

После окончания ходовых испытаний на территории машинно-испытательной станции (МИС) и лабораторных стендах ЛКЗ были отработаны пункты программы испытаний по буксировке, проверке герметичности танка в режиме подводного хода (ПХ), демонтажу моноблока и определению параметров двигателя ГТД-1000Т в составе моноблока.

Вначале испытания по буксировке и движению на буксире производились на трассе учебного центра, однако из-за сильного гололеда на трассе и отсутствия запасных тросов их перенесли на территорию МИС. В ходе буксировки танк прошел 5 км, а при использовании в качестве тягача — 7 км. При преодолении отдельных неровностей, участков, покрытых льдом, и развороте на 180° приходилось использовать момент инерции буксировщика, т.е. осуществлять движение рывками, что в итоге привело к разрушению заделки тросов в коуше. Испытания показали возможность буксировки танком «Объект 219» в условиях гололеда однотипной машины и обеспечения управления на буксире, но выявили недостаточную прочность штатных буксирных тросов.

Выражение интересов отдельных лиц проявлялось в различных решениях. В качестве примера можно привести один из выводов совещания, состоявшегося в периоде 29 мая по 13 июля 1973 г., о целесообразности постановки на серийное производство танка «Объект 172М»:

«...- танк Т-64А — современный танк с высокими характеристиками, но имеет недостаточную надежность по двигателю и элементам ходовой части. Учитывая созданные мощности, целесообразно в Харькове на заводе им. Малышева продолжать выпуск танка Т-64А с устранением недостатков»47.

HstGT80115.jpg HstGT80116.jpg

Ходовые испытания первого танка «Объект 219» выпуска 1974 г.

Сомнения в объективности этого предложения подтверждались результатами сравнительных испытаний танков Т-64А, «Объект 172М» и «Объект 219» по определению возможности установки гусеницы, при сходе с одной гусеницы и обратном наезде своим ходом.

Испытания показали, что Т-64А при сходе с гусеницы из-за врезания опорных катков в грунт получал больший крен, чем другие машины. Подкапывание траншеи для протаскивания гусеницы под опорными катками вело к увеличению крена из-за сползания Т-64А в траншею и невозможности выхода из нее после установки гусеницы своим ходом без выполнения дополнительных земляных работ.

В аналогичной ситуации танки «Объект 172М» и «Объект 219» после установки гусеницы вышли из траншеи своим ходом. Т-64А своим ходом вывести не удалось, и для его извлечения потребовалось использовать лебедку тягача. При определении коэффициента буксования наименьшее значение принадлежало Т-64А - 12,6%, у «Объекта 219» этот показатель составлял 22,0%. Скорость движения в этом случае для Т-64А равнялась 5,2 км/ч, для танка «Объект 219» в 2,3 раза выше — 12,1 км/ч.


47 Следует учесть, что разработка танка Т-64А велась на Харьковском заводе им. Малышева с 1963 г., а его серийный выпуск был организован с 1969 г.

Оглавление