Оглавление

По утвержденным проектам к концу 1965 г. ОКБ-29 совместно с ВНИИ-100 на базе авиационного двигателя ГТД-ЗФ7 был создан опытный танковый двигатель ГТД-ЗТЛ мощностью 588 кВт (800 л.с.) с удельным расходом топлива 388—408 г/кВтч (285—300 г/л.с.ч). Два образца ГТД-ЗТЛ изготовили в 1965—1966 гг. и последовательно (в 1967—1968 гг.) испытали в опытном танке «Объект 003» на полигоне ВНИИТрансМаш8.

Параллельно с этими работами в 1965-1966 гг. во ВНИИ-100 совместно с ОКБ-29 выполнили еще один эскизно-технический проект МТО опытного танка «Объект 432» с более мощным и экономичным вариантом газотурбинного двигателя — ГТД-ЗТП9 (индекс танка — «Объект 004»). Его разработка выполнялась по ТТТ ГБТУ с учетом замечаний комиссии по рассмотрению эскизно-технического проекта «Объект 003».

В новом проекте сохранили основные тактико-технические характеристики опытного танка «Объект 432» с поршневым двигателем 5ТДФ по весу, защите и вооружению. Использование ГТСУ с двигателем ГТД-ЗТП, по расчетным данным, должно было обеспечить превосходство танка «Объект 004» по надежности и сроку службы силовой установки, маневренным качествам, легкости управления, пуску при низких температурах, а также гарантировать более высокую среднюю скорость движения.

При разработке эскизно-технического проекта особое внимание уделялось решению следующих основных задач:
-  созданию рациональной компоновки МТО в габаритах опытного танка «Объект 432», обеспечивающей максимально возможное выполнение заданных ТТТ;
-  улучшению воздухоочистки двигателя и уменьшению сопротивления на выходе из двигателя;
-  созданию эффективной системы охлаждения двигателя, трансмиссии, стартер-генератора и компрессора;
-  разработке силовой установки, обеспечивающей высокую надежность и срок службы узлов МТО не менее 500 моточасов;
-  созданию трансмиссии, соответствующей характеристике двигателя ГТД-ЗТП и обеспечивающей высокие средние скорости движения и легкость управления;
-  обеспечению требований по тепломаскировке, ПАЗ и подводному вождению танка;
-  максимально возможному сохранению узлов и деталей опытного танка «Объект 432».

HstGT80017.jpg HstGT80018.jpg

Схема расположения двигателя ГТД-ЗТЛ в МТО опытного танка «Объект 003».

Конструкция броневого корпуса танка «Объект 432» сохранялась прежней, за исключением узлов и деталей, которые подверглись изменениям в связи с установкой двигателя ГТД-ЗТП и перекомпоновкой МТО.

Полностью были переработаны конструкция крыши МТО и приводы управления всеми жалюзи, а крыша выполнена в виде легкого листа с расположенными на нем жалюзи для забора воздуха в систему охлаждения и воздухоочистки.

HstGT80019.jpg

Опытный танк «Объект 003» .


7 ГТД-ЗФ — форсированный вариант ГТД-3 мощностью 662 кВт (900 л.с.), разработан в 1964 г.
8
 В 1966 г. ВНИИ-100 был выведен из подчинения Министерства транспортного машиностроения и включен в состав Министерства оборонной промышленности как ВНИИТрансМаш.

9
 Буква «П» в наименовании двигателя обозначала его продольное расположение в МТО танка.

Оглавление