Оглавление

HstGT80014.jpg HstGT80015.jpg

Опытный танк «Объект 166ТМ».

HstGT80016.jpg

Газотурбинный двигатель ГТД-ЗТУ.

Газотурбинный двигатель ГТД-ЗТЛ.

В представленном эскизно-техническом проекте МТО двигатель с обслуживающими его системами размещался перпендикулярно продольной оси танка, входным отверстием компрессора в сторону правого борта.

Вновь разработанная силовая передача танка состояла из двух одинаковых бортовых коробок передач и поворотов с бортовыми редукторами и силового (промежуточного) редуктора, передающего мощность от двигателя к коробкам. Коробки передач — планетарного типа, четырехскоростные, с фрикционным включением передач. Основные элементы их конструкции были унифицированы с коробками передач опытного танка «Объект 432».

Выполненная компоновка МТО позволила разместить около 200 л топлива дополнительно к запасу, имевшемуся внутри танка «Объект 432». Три дополнительных топливных бака размещались в районе моторной перегородки и один — в корме танка.

К комплекту ОПВТ базовой машины (для обеспечения преодоления водных преград глубиной до 5 м) по проекту были заново разработаны:
-  всасывающая труба, состоящая из двух колен диаметром 220 и 200 мм, с установкой ее в лючке люка наводчика;
-  выхлопная труба, включающая два колена диаметром 290 и 270 мм, с установкой ее на кормовом листе, на фланце выхлопного окна;
-  механизмы герметизации входных жалюзи и выхлопного окна;
-  установка кормовой откачивающей помпы. Остальные узлы ОПВТ были полностью унифицированы с ОПВТ танка «Объект 432».

В ходе разработки проектов прошли дополнительные сравнительные испытания ходового макета танка Т-55 с ГТД-ЗТ и серийного Т-55. Целью этих испытаний, в частности, являлось уточнение экспериментальных данных, необходимых для обеспечения выпуска конструкторской документации экспериментальной силовой установки танка «Объект432» с ГТД-ЗТЛ. Испытания проводились на территории полигона ВНИИ-100 в период с 1 апреля по 30 июня 1965 г. Полученные экспериментальные материалы еще раз подтвердили:
-  топливная экономичность опытного танка с ГТД-ЗТ значительно ниже (в 2,4—2,7 раза) топливной экономичности серийного танка с двигателем В-55;
-  на участке ухабистой дороги средние скорости движения опытного танка ниже (примерно на 2 км/ч) средней скорости движения серийного танка, что определяется худшими тормозными качествами при торможении танка двигателем;
-  переключение передач на опытном танке в процессе пробеговых испытаний производится значительно реже (в 2—5 раз), чем на серийном танке;
-  средняя скорость движения опытного танка по различным грунтовым дорогам несколько выше средней скорости движения серийного танка.

С целью дальнейшего накопления экспериментального материала для разработки МТО танка «Объект 432» с проектируемыми двигателями ГТД-ЗТЛ и ГТД-ЗТП рекомендовалось продолжить сравнительные испытания опытного и серийного танков.

При рассмотрении проекта отмечалось несоответствие ряда заданных тактико-технических требований, в частности:
-  заниженная (610 л.с.) максимальная мощность на выходном валу двигателя и повышенный удельный расход топлива (340 г/л.с.ч) против заданных по ТТТ (700 л.с. и 300 г/л.с.ч соответственно);
-  заниженный в 2,5 раза гарантийный срок службы ГТД (200 м.ч. против заданных 500 м.ч.);
-  пониженный запас хода танка по шоссе (340—350 км против заданных 500 км);
-  не выполнены требования обеспечения торможения танка двигателем;
-  не обеспечена глубина преодолеваемой водной преграды (5 м вместо заданных 7 м);
-  не выполнены требования по возможности многоразового применения съемной части ОПВТ.

В целом отмечалось, что технический проект ГТД-ЗТЛ и эскизно-технический проект установки двигателя подтверждают возможность создания в объеме МТО опытного танка «Объект 432» нового моторно-трансмиссионного отделения с ГТД. Представленные материалы могли быть взяты за основу (с учетом замечаний) для подготовки рабочих чертежей и изготовления опытных образцов двигателей и танка.

ВНИИ-100 рекомендовалось расширить фронт исследований и ускорить создание стендовой базы6.


6 Данные рекомендации позднее были подкреплены соответствующим постановлением. В результате, в 1969 г. в институте ввели в эксплуатацию испытательный корпус (ИК), оснащенный стендовой базой, которая позволяла проводить всевозможные испытания не только отдельных систем, но и танка в целом.

Оглавление