Испытания танка Т-34 выпуска 1940 г. по преодолению препятствий.
Рассмотрим более подробно порядок испытаний, которым, согласно утвержденным техусловиям, подвергались танки, и начнем со стационарной прокрутки.
На танке Т-34, поступавшем на стационарную прокрутку, должны были быть установлены все основные узлы и механизмы за исключением башни с вооружением, средств связи, укладки в полу, жалюзи, крыши над моторным и трансмиссионным отделениями, комплекта возимого ЗИП и гусениц. Машина могла ставиться на прокрутку с некоторыми дефектами и отступлениями от ТУ при условии, что они не препятствуют испытаниям и их наличие не повлияет на заключение по прокрутке (разрешение на испытание такой машины выдавалось начальником ОТК и военпредом).
Общая продолжительность стационарной прокрутки не превышала 40 мин, из них: на 1-й передаче — 5 мин; на 2-й — 5 мин; на 3-й передаче — 10 мин; на 4-й передаче — 10-15 мин и на заднем ходу — 5 мин. В процессе испытания работа всех систем и механизмов машины должна была быть нормальной и соответствовать требованиям, изложенным выше. Результаты стационарной прокрутки машины фиксировались актом за подписью мастера цеха, старшего мастер цеха, старшего мастера ОТК и военпреда. Танк, не прошедший стационарную прокрутку с первого раза, после устранения всех выявленных дефектов испытывался вновь. Повторная стационарная прокрутка могла продолжаться столько, сколько требовалось для определения того, что выявленные ранее дефекты устранены, но не более 20 мин.
На машину, принятую по результатам стационарной прокрутки, устанавливались новые гусеницы и она выезжала на площадку сборочного цеха для испытания разворотами. При успешном прохождении этих испытаний Т-34 передавался в сдаточный цех для дальнейшей комплектации, после чего следовала заводская обкатка.
На машине, идущей в заводскую обкатку, должны были быть установлены башня и все механизмы, кроме вооружения, оптических приборов, средств связи, укладки в полу и комплекта возимого ЗИП.
Перед испытанием танк догружался до нормального веса в полном снаряжении. Согласно утвержденным регламентам, километраж заводской обкатки не превышал 20 км. Первые три километра машина проходила на 1-й передаче, три следующих — на 2-й и остальные — на 3-й и 4-й, в зависимости от путевых условий. Во время обкатки полагалась одна остановка, во время которой проводился осмотр и подтягивание всех ослабевших соединений, трубопроводов и мест крепления. На протяжении всего испытания представителем ОТК велся журнал, где фиксировались показания контрольных приборов и все замечания по механизмам и машине в целом.
После возвращения в цех и устранения всех выявленных дефектов Т-34 предъявлялся ОТК завода. Принятый танк пломбировался службой ОТК и предъявлялся военпреду для проведения сдаточного испытания.
Машина, идущая в сдаточное испытание, комплектовалась так же, как и для заводской обкатки, но с установленной радиостанцией (для радиофицированных машин). Радиофицированные машины совмещали сдаточное испытание (ходовое) с испытанием и приемкой радиостанции. Притом, если радиостанция монтировалась в нише башни, то для проведения сдаточного испытания требовалась установка пушки; в случае если радиостанция располагалась в носовой части корпуса, установка пушки не требовалась.
Общий километраж сдаточного испытания не превышал 50 км. Маршрут пробега согласовывался с представителем заказчика и включал в себя в обязательном порядке проселочные и грунтовые дороги, а также бездорожье. Средняя скорость чистого движения во время пробега должна была находиться в пределах 20-30 км/ч.
Во время пробега допускалось не более двух остановок (продолжительностью до 10 мин каждая) из-за технических проблем. Работа всех механизмов должна была удовлетворять требованиям, изложенным выше. В процессе пробега, также как и при заводской обкатке, представителем ОТК велся журнал, в котором отмечались показания контрольных приборов и фиксировались все замечания по работе механизмов и машине в целом. Если во время сдаточных испытаний обнаруживались серьезные дефекты в работе каких-либо механизмов, то испытание не засчитывалось и танк отправлялся на доработку. В случае обнаружения дефектов, указанных в таблице (см. ниже), сдаточное испытание засчитывалось, но с последующим проведением контрольного пробега после устранения всех неполадок.
Дефектов, с которыми сдаточное испытание засчитывается, но с последующим контрольным пробегом, после устранения дефектов.
№№ п.п. |
Наименование механизмов |
Наименование дефекта |
Контрольный пробег в клм не свыше: |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Мотор |
Ненормальная работа мотора, но которая не принуждает прекратить пробег, как то; ненормальная работа топливного насоса, ненормальное давление масла, вызванное неисправностью масляной или маслосистемы |
15 км |
2 |
Мотор |
Мотор не развивает полной мощности (плохо тянет), ненормальные показания температуры, воды и масла |
25 км* |
3 |
Главный фрикцион |
Дефекты, требующие разборки на месте или со съемкой с мотора |
15 км |
4 |
Коробка перемены передач |
Дефекты, требующие частичной разборки коробки: течь сальников горловины и главного вала |
25 км |
5 |
Бортовой фрикцион |
Дефекты, требующие разборки фрикциона |
15 км |
6 |
Бортовая передача |
Течь сальников внутрь корпуса и вообще дефекты, требующие разборки бортовой передачи |
25 км |
7 |
Поддерживающие колеса |
Дефекты, требующие разборки колес |
10 км |
* ПРИМЕЧАНИЕ: 1. Контрольный пробег в 25 км назначается в случае, если дефект обнаружен во второй половине пробега, при обнаружении дефекта в первой половине пробега, пробег не засчитывается. [4]