Оглавление

По итогам совещания, 5 июня 1940 г. АБТУ и НКСП издали совместное распоряжение о форсировании работ по изготовлению литых узлов для танка Т-34. 

№ 2231с

ДИРЕКТОРУ МАРИУПОЛЬСКОГО ЗАВОДА т. ГАРМАШЕВУ

ДИРЕКТОРУ ЗАВОДА № 183 т. МАКСАРЕВУ

СТ. ВОЕНПРЕДУ АБТУ КА НА МАРИУПОЛЬСКОМ ЗАВОДЕ т. ЗУХЕРУ

СТ. ВОЕНПРЕДУ АБТУ КА НА ЗАВОДЕ № 183 т. КОЗЫРЕВУ

 КОПИЯ: И.О. ДИРЕКТОРА НИИ-48 тов. КОНЕВСКОМУ

С целью быстрейшего внедрения в производство литых деталей для машины «А-34» предлагается:

1.  Мариупольскому заводу дополнительно к 10 литым вставкам носовой детали А-34, изготовление которых разрешено телеграммой АБТУ КА и 7 Главного Управления НКСП, изготовить еще 1 литую вставку, собрать носовой узел и провести контрольный отстрел его.

При получении на этом носовом узле стойкости, равной стойкости катаной 45 мм брони под теми же углами, носовые узлы с литой вставкой окончательно принимаются на валовое производство.

2.  Мариупольскому заводу к 20.VI изготовить по чертежам завода №183 5 литых башен А-34, обеспечивающих бронестойкость равную бронестойкости башни из 45 мм катанной брони при превышении веса не более чем на 200 кг по сравнению с башней из катанной брони, включая вес крепежа. Одну башню направить на полигонные испытания, а четыре сдать заводу №183 для монтажа на серийных машинах, при получении положительных результатов.

3.  Заводу №183 сдать Мариупольскому заводу чертежи литой башни с уширением не позднее 10.VI-1940 г.

4.  Мариупольскому заводу на основе испытаний опытных литых деталей дать не позднее 20.VI совместное с заводом № 183 заключение о возможности принятия на валовое производство литой кормы А-34.

НАЧАЛЬНИК АБТУ КР. АРМИИ КОМАНДАРМ 2 РАНГА (ПАВЛОВ)

 ВОЕННЫЙ КОМИСАР АБТУ КР. АРМИИ ДИВИЗИОННЫЙ КОМИССАР (КУЛИКОВ)

НАЧАЛЬНИК 7-го ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НКСП (ЕМЕЛЬЯНОВ). [9]

Кроме этого, начальник 7-го ГУ НКСП B.C. Емельянов обязал дирекцию Мариупольского завода ускорить проведение опытных работ по изготовлению цельноштампованного носового узла корпуса Т-34, предложенного Д.И. Чижиковым:

№ 2228с от 05.06.40 г.

ДИРЕКТОРУ МАРИУПОЛЬСКОГО ЗАВОДА тов. ГАРМАШЕВУ

Копия: НАЧАЛЬНИКУ АБТУ КА КОМАНДАРМУ 2-го РАНГА тов. ПАВЛОВУ

В целях быстрейшего проведения опытной работы по изготовлению цельноштампованного носа Т-34 на 15000 тн. ковочном прессе и создания этим дополнительного резерва в мощностях, предлагаю в пятидневный срок выслать в Главк и АБТУ план работ, намеченных заводом в этом направлении, с указанием сроков исполнения, как отдельных этапов, так и работы в целом. К плану намеченных работ обязательно приложить эскиз цельноштампованного носа, намеченного к изготовлению на 15000 тн. прессе, увязав предварительно конструкцию его с конструкторами завода № 183, находящимися на заводе им. ИЛЬИЧА.

Кроме этого дать: а) потребные размеры бронелистов; б) технологию правки термически обработанной детали; в) намечаемую технологию механической обработки цельноштампованного носа с указанием станочного оборудования для этих целей.

Этот расчет дать в сравнении с технологией изготовления как штампованного носа, изготовленного по технологии принятой на первых 10-ти комплектах машин, так и в сравнении с технологией изготовления разрезного нештампованного носа с литой вставкой.

Указанную работу предлагаю провести в кратчайший срок и ежедекадно докладывать о ходе проведения работы в Главк и АБТУ.

НАЧАЛЬНИК 7-го ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НКСП (ЕМЕЛЬЯНОВ). [10]

Необходимо отметить, что незадолго до этого старший военпред на Мариупольском заводе Г.И. Зухер представил в АБТУ свои соображения о перспективах внедрения в производство цельноштампованного носа. В своем письме военпред скептически отнесся к предложению главного технолога Д.И. Чижикова, указав на явные недостатки данной конструкции. Однако, несмотря на это, опытные работы в этом направлении было решено провести. Ниже приведем Справку-отзыв, составленную Г.И. Зухером в начале июня 1940 г.

 Справка-отзыв.

1. Ориентировать выполнение программы на предлагаемый способ штамповки нельзя, т.к. это еще не опробовано ни в какой мере.

2.   15000 пресс на Заводе имеется, новый, ковочный. Возможность штамповки не отработана, но при правильном центрировании штампа, очевидно, штамповка будет возможна.

3.  Приведенная цифра производительности 150 комплектов за трое суток возможна, т.к. сейчас на 3000 прессе при штамповке нынешней конструкции носа при несовершенном креплении и проекте штампа (давление не центрально ввиду недостаточной высоты между траверсами) — получается до 10 штамповок за смену или за трое суток 10x3x3 = 90 штамповок.

4.  Эксперименты по приведенному предложению следует организовать, но при этом следует учесть следующие коренные недостатки:

а. Задолженность пресса сейчас (при изготовлении штампованного носа) слагается:

штамповка - около 1 часа на 1 шт.

1-я правка перед мехобработкой — около 8 часов на 1 шт.

2-я правка после окончательной термообработки - около 8 часов на 1 шт.

Приведенным предложением несколько сократится время на штамповку, но сильно усложнится правка, т.к. сейчас при прямых ветвях носа правку можно производить комбинированно и под прессом и в вальцах, а при предлагаемой конструкции как править? А поводка будет обязательно - будут разводиться отогнутые края для подкрылков, будет разводить нижнюю ветвь носа. А как подгибать, если штамповка имеет отогнутые края, да еще толщину 45 мм и твердость 2,9-3,0. Все это приведет к усложнению сборки на заводе 183.

в. В приведенном виде штамповки будут иметь место сильные утонения, особенно в месте выштамповки пулеметного гнезда и надлобника для водителя.

с. Сильно усложняется мехобработка - фрезерование гнезд для смотровых приборов; гнезда для петли; опорных плоскостей в окне люка; расточка фланца пулеметного гнезда.

Военинженер 2-го ранга (Зухер). [11]

Оглавление