Повторное снарядное испытание комбинированного носового узла с литой балкой состоялось на полигоне Мариупольского завода 11 июня 1940 г. За время испытаний в носовой узел было произведено десять выстрелов под углом 0° к нормали, из них семь выстрелов калибром 45 мм (при штатных скоростях) и три выстрела калибром 76 мм (при скоростях 519, 566 и 543 м/с). После проведенного обстрела нарушений прочности гужонных и сварных соединений обнаружено не было, за исключением небольших трещин шва, полученных в местах непосредственного попадания снаряда. О результатах этих испытаний, а также о результатах других работ по литым узлам танка Т-34 главный инженер Мариупольского завода B.C. Ниценко 14 июня 1940 г. проинформировал руководство АБТУ и НКСП:
№3047
Начальнику 7-го Главного управления НКСП т. Емельянову В. С.
Начальнику АБТУ КА Генерал-полковнику т. Павлову Д. Г.
На Ваше письмо №2231 от 5/VI-c/r по вопросу производства литых деталей по машине А-34 сообщаем:
1. 11/VI-с/г Мариупольский Завод испытал вторую по счету носовую деталь с литой вставкой, на испытании присутствовал Нач. 8-го Отд. АБТУ КА Военинженер 1-го ранга т. Афонин. Результаты снарядного испытания вполне удовлетворительны, на основании чего принимаем эти детали (нос с литой вставкой) на валовое производство.
2. По литым башням Мариупольский Завод не выдержит срока (к 20/VI-) ввиду сложности изготовления модели. График отливки башен намечен следующий:
1-я башня - обрубка - 25/VI-; 2-я башня - обрубка - 27/VI-; 3-4-я башни - обрубка - 29/VI-; 5-6-я башни - обрубка - 1/VII-.
Таким образом, 1-я башня будет подготовлена к полигонному испытанию к 28-30/VI-с/г.
3. После изготовления моделей литой башни (15/VI и 22/VI) Завод приступит к изготовлению моделей опытной детали литой кормы. Полигонное испытание литой кормы нами намечается на 15-20/VI-с/г. после чего нами будет представлен материал для заключения о возможности запуска литой кормы на валовое производство и изыскание баз для их производства.
Главный инженер завода НИЦЕНКО В.С.[12]
В итоге, 20 июня 1940 г. на Мариупольском заводе состоялось совещание по вопросу о принятии комбинированного носового узла в серийное производство, на котором специалисты завода совместно с представителем АБТУ сделали следующее заключение:
На основании результатов проведенных испытаний второй носовой детали (и 1-й носовой детали см. акт от 25/V-1940 г.) считать возможным пустить в валовое производство носовую деталь машины А-34 состоящую из 1-й литой детали чертежа №34-29-906 и 2-х катанных деталей чертежей №№34-29-904 и 34-29-905. [13]
Данное решение было утверждено АБТУ КА в самом начале июля 1940 г., о чем все заинтересованные стороны уведомили письмом №74148с от 3 июля 1940 г.:
Главному инженеру Мариупольского завода им. Ильича тов. НИЦЕНКО
Копии: Ст. военпреду АБТУ КА на Мариупольском заводе им. Ильича тов. ЗУХЕР
Главному инженеру завода № 183 тов. МАХОНИНУ
Ст. военпреду АБТУ КА на заводе № 183 тов. КОЗЫРЕВУ
Начальнику 7-го Главного Управления НКСП
На В/№ 3279сс
Узел носа корпуса танка Т-34, состоящего из 3-х деталей №№ 34-29-906 (литая носовая), 34-29-904 и 34-29-905 (катанные) утверждаю для серийного производства.
Одновременно необходимо Мариупольскому заводу форсировать работы по освоению цельноштампованной носовой детали на 15000 прессе, с тем, чтобы в ближайшее время перейти на изготовление носовой детали целиком из катаной брони.
Помощник Начальника АБТУ КА Военинженер 1 ранга КОРОБКОВ
ВР Военного комиссара АБТУ КА Военинженер 2 ранга ЧУРИН. [14]
Следует заметить, что фактически выпуск комбинированного носа на Мариупольском заводе начался с III декады июня 1940 г., т.е. до официального утверждения АБТУ. Часть комплектов бронедеталей, изготовленных и поставленных на завод №183 в июне, уже включала в себя детали 34.29.904 (лист носа верхний), 34.29.905 (лист носа нижний) и 34.29.906 (балка носа).
Относительно других опытных работ по литым узлам, проведенных на Мариупольском заводе в июне 1940 г., можно сказать следующее: изготовление установочной серии литых башен шло с небольшим опережением заводского графика. В июне металлургам удалось отлить восемь башен, три из которых были признаны браком. Но об этом будет подробно рассказано в следующем разделе, посвященном событиям июля 1940 г. А вот опытные работы по изготовлению литой кормы не дали положительных результатов: из-за сложной конфигурации детали (нижнюю кормовую деталь планировалось отливать зацело с защитой картеров бортовой передачи) и отсутствия необходимых мощностей литейной базы специалисты Мариупольского завода от этой идеи отказались.
Общие виды опытного носового узла из стали МЗ-2 после снарядного испытания (май 1940 г.).
Список источников
1. РГВА. Ф.31811. Оп.2.Д. 1181. Л.85.
2. РГВА. Ф.31811. Оп.2. Д. 1176. Л. 105-106.
3. РГВА. Ф.31811. Оп.2. Д. 1176. Л. 104.
4. РГВА. Ф.31811. Оп.2. Д. 1176. Л.88.
5. РГВА. Ф.31811. Оп.2. Д. 1010. Л. 141.
6. РГВА. Ф.31811. Оп.2. Д.1176. Л. 163-164.
7. РГВА. Ф.31811. Оп.2. Д. 1176. Л. 164-165.
8. РГВА. Ф.31811. Оп.2. Д. 1022. Л. 15.
9. РГВА. Ф.31811. Оп.2. Д. 1176. Л. 115.
10. РГВА. Ф.31811. Оп.2. Д.1176. Л. 147.
11. РГВА. Ф.31811. Оп.2. Д. 1176. Л. 119.
12. РГВА. Ф.31811. Оп.2 Д. 1174. Л. 139.
13. РГВА. Ф.31811. Оп.2. Д. 1176. Л. 182.
14. РГВА. Ф.31811. Оп.2. Д. 1176. Л. 180.