Данные по срабатываемости бронебойных снарядов также оказались удовлетворительными: корпуса 37- и 45-мм снарядов во всех случаях были либо со вскрытыми полостями, либо в осколках. На основании полученных результатов комиссия сделала следующие выводы:
Общее заключение о стойкости комбинированного носового узла.
Комбинированный носовой узел в рабочем положении и под углом 30° надежно выдерживает - без нарушения прочности - удар 37 и 45 мм бронебойных снарядов при максимальных скоростях.
При обстреле под углом 0° комбинированный носовой узел поражается этими снарядами при штатных скоростях последних только в зоне гужонных и сварных соединений. Причем характер наблюдаемых поражений узла при этом - надрыв пробки не на полную окружность, трещины на выпучине - нужно охарактеризовать как безопасные поражения.
Учитывая, что в действительных условиях службы комбинированного носового узла на машине попадания в зону гужонных и сварных соединений по нормали маловероятны (возможны при подъеме или спуске танка под углом 60°) следует признать, что практически, при иных углах подъема танка, комбинированный носовой узел практически не будет поражаться бронебойными снарядами 37 и 45 мм калибров даже при стрельбе в упор. В отношении 76 мм бронебойного снаряда, испытания которым проводились факультативно, стойкость и характер поражения литой носовой детали следует считать удовлетворительной.
Надежность гужонных и сварных соединений узла.
Снарядные испытания комбинированного носового узла, в основном сводящиеся к испытанию гужонных и сварных соединений снарядами различных калибров и под разными углами показали удовлетворительные результаты. Носовой узел выдержал 24 выстрела, без значительных повреждений в местах гужонных и сварных соединений.
...
ВЫВОДЫ
На основании результатов испытания комбинированного носового узла машины А-34, изготовленного из стали марки И-8С (МЗ-2) следует заключить:
1) По стойкости против 37 и 45 мм бронебойных снарядов, комбинированный носовой узел не пробивается (в рабочем положении) снарядами этих калибров, при максимальных скоростях последних.
2) При испытании бронебойным снарядом 76 мм калибра литая носовая деталь в высокоотпущенном состоянии показала удовлетворительные результаты, как по стойкости против этого калибра, так и по характеру поражений.
3) Гужонные и сварные соединения катаных деталей с литой - по результатам снарядных испытаний также вполне удовлетворительны. Во всех случаях попадания снаряда в гужоны или место сварки не вызывали каких-либо разрушений, выходящих за зону деформации.
4) Срабатываемость корпусов бронебойных снарядов 37 и 45 мм калибров удовлетворительная.
5) Применение комбинированного носового узла для машины А-34 взамен штампованного в значительной степени разгружает прессовое хозяйство завода, не снижая стойкости узла.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целях быстрейшей реализации в производстве комбинированного носового узла, взамен принятого в настоящее время штампованного, считать целесообразным:
1) Изготовить установочную партию в 10-15 шт. комбинированных узлов и установить их на корпуса.
2) Провести параллельные снарядные испытания штампованного и комбинированного узлов, в целях сравнения их стойкости.
3) При подтверждении положительных результатов перевести производство штампованной носовой детали машины А-34 целиком на комбинированный носовой узел. [7]
Не дожидаясь официального завершения полигонных испытаний комбинированного носового узла, 19 мая 1940 г. главный инженер Мариупольского завода B.C. Ниценко направил в АБТУ КА и 7 ГУ НКСП телеграмму следующего содержания: СЕГИЯ Г ДВА АДРЕСА МОСКВА АБТУ КА АЛЫМОВУ КОПИЯ БАРЬЕР ЕМЕЛЬЯНОВУ - РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ СВАРОЧНОГО НОСА ЛИТОЙ ВСТАВКОЙ ПРОТИВ 45 ХОРОШИЕ ЗПТ ПОДТВЕРДИТЕ ЗАПУСК ПРОИЗВОДСТВО ТЧК ПОДРОБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПОЧТОЙ - 02/2223 НИЦЕНКО ФЕДОРОВ РУСАКОВ. [8] В конце мая, после изучения полученных отчетов по испытанию комбинированного носового узла, АБТУ и НКСП разрешило Мариупольскому заводу изготовление установочной серии литых балок из стали марки МЗ-2, о чем уведомило завод телеграммой.
4 июня 1940 г. в АБТУ КА состоялось совещание под председательством помощника АБТУ Б.М. Коробкова, посвященное выполнению увеличенного годового задания по выпуску бронедеталей для Т-34 и выбору оптимальных путей для проведения опытных работ по упрощению конструкции наиболее трудоемких деталей. На совещании присутствовали: начальник и главный инженер 7-го ГУ НКСП B.C. Емельянов и А.А. Хабапашев, директор Мариупольского завода А.Ф. Гармашев, старший военпред Г.И. Зухер, а также начальники 8 отдела АБТУ С.А. Афонин и 4 отдела АБТУ Н.Н. Алымов.
В ходе совещания сторонами были приняты следующие решения:
1. Работу по обеспечению выпуска корпусов танка Т-34 вести одновременно в нескольких направлениях — литье и штамповка.
2. Мариупольский завод немедленно приступает к освоению штампованных бронедеталей на 15000-тонном прессе (по предложению главного технолога Чижикова Д.И.) и к освоению изготовления башен и кормы Т-34 методом литья.
3. Основной упор в опытных работах сделать на освоении изготовления литых бронедеталей.
Излом опытной литой носовой балки из стали ФД-6654 после окончательной термообработки без гомогенизации (слева) и с гомогенизацией.