Параллельно с согласованием чертежей для серийного производства в мае 1940 г. на Мариупольском заводе активно велись опытные работы по упрощению технологии изготовления бронедеталей. Еще в середине апреля 1940 г. главный технолог Мариупольского завода им. Ильича Д.И. Чижиков в инициативном порядке обратился к руководству АБТУ и НКСП с письмом, в котором предложил при изготовлении наиболее трудоемких и крупных деталей танка Т-34 использовать вместо остродефицитного 3000-тонного пресса имеющийся на заводе новый 15000-тонный ковочный пресс. Такая мера позволила бы существенно разгрузить имеющееся на заводе оборудование. Кроме этого, Д.И. Чижиков выступил с инициативой кардинально изменить броневую защиту танка Т-34, заменив сварные конструкции цельноштампованными узлами, придав таким образом корпусу обтекаемую форму, что, по мнению главного технолога, привело бы к удешевлению производства и повышению бронестойкости танка. Ниже приведем выписки из этого письма:
В целях: а) ликвидации на заводе узкого места по штамповке крупных и наиболее сложных бронедеталей корпуса танка А-34, б) организации массового и бесперебойного выпуска деталей этой машины, в) полного освобождения от штамповки деталей А-34 3000-тонного правильного пресса, неприспособленного для этой работы и сильно загруженного производством корабельной брони и г) создания совершенно новой по конструкции броневой защиты танка А-34 путем применения цельноштампованных узлов, что даст возможность получить обтекаемость корпуса и башни и повышение бронестойкости, ПРЕДЛАГАЮ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИМЕЮЩИЙСЯ НА ЗАВОДЕ ИМ. ИЛЬИЧА 15000 тонный КОВОЧНЫЙ ПРЕСС.
Параметры, мощность и вспомогательное оборудование пресса вполне позволяют выполнить штамповку, как отдельных деталей по существующим чертежам, так и осуществить штамповку целых узлов корпуса танка.
Использование 15000 тн. пресса для указанной цели почти не отразится на выполнении прессом его основной программы - ковке слитков на слябы для корабельной брони, т.к. штамповка деталей или узлов машины А-34 может быть выполнена в паузах между нагревами слитков.
Штамповка деталей на 15000 тонн. прессе по существующим чертежам может быть осуществлена немедленно в имеющихся штампах с небольшими их переделками, необходимыми для крепления в условиях 15000 тонн, пресса. Для штамповки узлов необходимо произвести переконструирование всей броневой защиты танка А-34. Проектирование цельноштампованных узлов следует выполнить силами конструкторов завода № 183 (3 человека) и работниками нашего завода. При такой организации работы в кратчайший срок будет решен вопрос, как рациональной формой броневой защиты, так и технологии штамповки.
...
ГЛАВНЫЙ ТЕХНОЛОГ ЗАВОДА ИМ. ИЛЬИЧА Д.И.ЧИЖИКОВ. [4]
Данное предложение заинтересовало руководство АБТУ и НКСП, и 22 апреля 1940 г. заместитель председателя Госплана СССР М.З. Сабуров направил на имя директора и главного технолога Мариупольского завода письмо с предложением разъяснить некоторые технические моменты и представить расчеты по количеству времени, необходимого для изготовления одной детали:
На Ваше письмо от 15.IV-1940 г. № 1935 об использовании пресса 15 т. тонн давления для штамповки (гибки) деталей к танку А-34 в паузах между нагревами слитков, прошу сообщить следующие данные:
1. Как велики по продолжительности эти паузы с учетом, что существующие проектируемые нагревательные печи должны обеспечить нагрев и подогрев слитков для непрерывной работы пресса.
2. Если после этого действительно окажутся паузы, то сколько потребуется времени на переналадку пресса с ковки на штамповку (гибку).
3. Учитываете ли Вы, что пресс 15 т. тонн кроме обжатия слитков в сляби для брони будет ковать др. заготовки (валы прокатные и др., барабаны и т.п.).
4. Поскольку штамповка деталей к танку А-34 должна производиться с нагревом - сколько печечасов на это дело уйдет на один комплект.
Что Вы можете сказать после учета моих замечаний? Сообщите потребное время в прессочасах на 1 шт. с учетом наладок и переналадок пресса.
ЗАМ. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСПЛАНА ПРИ СНК СССР М.З. Сабуров. [5]
После получения необходимых разъяснений Мариупольскому заводу было предписано провести опытные работы по изысканию возможности штамповки крупных деталей Т-34 на 15000-тонном прессе, а также изготовлению цельноштампованного носа конструкции, предложенной Д.И. Чижиковым.
Эскиз цельноштампованной носовой детали, разработанный по предложению Д.И. Чижикова.
Чертеж переднего листа крыши (деталь 34.30.008-1) первого серийного варианта расширенной башни Т-34.