Однако, несмотря на то, что данный проект башни получил одобрение на столь высоком уровне, в серийное производство в первоначальном виде его не приняли. Дело в том, что 21 мая 1940 г. на Мариупольском заводе состоялось техническое совещание, темой которого стало рассмотрение и согласование измененных чертежей танка Т-34. На этом совещании рассматривались и новые детали расширенной башни. Ниже приведем выписки из протокола совещания:
По детали 34-29-019 (бронировка курсового пулемета. - Прим. авт.) - литая, ОГТ разработать чертеж для литья, срок 28/\/.
По детали 34-15-006 (крышка ленивца) - поставляется без зашлифовки внешней конфигурации после огнереза. Увеличить радиусы закругления у выступов для болтов до 50 мм. Деталь изготовляется из заготовки 25 мм. Утонение допускается до 19,5 мм.
По деталям 34-12-013 (крышка поддерживающего колеса) и 34-15-006 — Конструкторам завода № 183 проработать чертежи с расчетом производить штамповку одним штампом.
По детали 34-16-003 (крышка бортовой передачи) - крышка литая, Мариупольский завод к изготовлению не принимает.
По деталям 34-30-018-1 и 34-30-019-1 (боковые стенки башни) по предложенным чертежам не могут быть приняты к изготовлению ввиду отсутствия на заводе соответствующего оборудования по штамповке, а также правильных средств после закалки.
По детали 34-29-877-1 (перемычка над люком водителя) - Старшему конструктору завода № 183 совместно с Зам. начальника цеха №5 тов. ЗАСЕДСКИМ с целью облегчения обработки, проработать изменения впадины для петли.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЗАВОДА № 183 И ВОЕНПРЕДА АБТУКА НА ЗАВОДЕ № 183
3. По детали 34-16-003 отказ Марзавода от поставки сырых заготовок этих деталей по мотивам отсутствия литейной базы для отливки этих деталей, не может быть принят заводом №183, т.к. по другим узлам машины Марзавод предлагает замену катаных и штампованных узлов - литыми или же комбинированными, в которые входят литые элементы. Для отливки этих элементов литейная база на заводе Ильича имеется, следовательно, отливку двух деталей меньших, как по весу, так и по габаритам, завод Ильича имеет полную возможность выполнить.
4. По деталям 34-30-018-1 и 34-30-019-1 эти детали требуют изготовления новых штампов, несколько отличающихся от аналогичных штампов, запроектированных для изготовления детали 34-30-018 и 34-30-019. Никакого дополнительного оборудования по штамповке и правильных средств изменение этих деталей не требует, и всю последующую обработку после штамповки можно вести по техпроцессу на детали 34-30-018 и 34-30-019.
Данные изменения в деталях 34-30-018 и 34-30-019 сделаны с целью уширения колпака по указанию НКО, которые согласовывались с Зам. начальника 5 цеха з-да Ильича т. ЗАСЕДСКИМ во время изготовления чертежей на заводе № 183. Отказ от изготовления колпака заводом Ильича даже без тщательной проверки конструкции и возможности его изготовления, является формальной необоснованной отпиской, которая может привести к срыву выпуска машин А-34.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЗАВОДА 183 Таршинов
Кочетов
Щербаков
ВОЕНПРЕД АБТУ КА ПРИ ЗАВОДЕ 183 Русаков. [2]
Таким образом, несмотря на мнение представителей завода №183 и АБТУ, Мариупольский завод отказался принять к изготовлению новые боковые листы башни, ссылаясь на сложность их конструкции и отсутствие необходимого оборудования. Чуть позднее директор и главный инженер Мариупольского завода отправили в адрес руководства завода №183, АБТУ и 7-го ГУ НКСП письмо, объясняющее позицию завода:
28/V-1940 г.
№2757
К протоколу совещания от 21/V-40 г.
Настоящим сообщаем, что завод №183 не выполнил указаний АБТУКА в части упрощения деталей машины А-34, в частности детали 34-30-018-1 и 34-30-019-1 по предложенным чертежам еще более усложнились.
Для установочной партии детали полубашни штамповались на прессе цеха №5 с четырех операций, такая штамповка была весьма сложной, т.к. требовала после каждой операции самостоятельной разметки. По новым чертежам детали полубашни (34-30-018-1 и 34-30-019-1) имеют отбуртовку, которую нельзя получить на существующих прессах цеха № 5 ввиду их малой мощности (450 тонн).
Мариупольский завод в период производства установочной партии пробовал производить штамповку детали полубашни на прессе 3000 тонн цеха №8, но ввиду того, что пресс имеет подвижной стол, на котором матрица в период штамповки смещается относительно оси пуансона, эти детали не удалось получить даже приближенных размеров. Детали полубашни с отбуртовкой еще больше усугубят невозможность их получения, т.к. даже путем получения кустарным способом, при больших затратах, деталей с отбуртовкой, последние в процессе закалки будут иметь неизбежную поводку, неустранимую правильными средствами (вальцами) существующим на заводе оборудованием.
Исходя из вышеизложенного, Мариупольский завод отказывается от принятия изготовления этих деталей и просит завод № 183 дополнительно проработать вопрос упрощения этих деталей с целью обеспечения выпуска машины А-34 в требуемом количестве.
ДИРЕКТОР ЗАВОДА /ГАРМАШЕВ А. Ф./
ГЛАВНЫЙ ИНЖЕНЕР /НИЦЕНКО/ [3]
В результате, КБ завода № 183 было вынуждено изменить конструкцию башни, сделав ее более технологичной и приемлемой для изготовления на Мариупольском заводе. Новый вариант расширенной башни был разработан к началу июня 1940 г. (получивший впоследствии индекс 34.30сб-1) и отличался от первоначального варианта, не принятого в производство, в основном конструкцией боковых листов - деталей 34.30.018-2 и 34.30.019-2. Увеличение внутреннего объема башни в зоне расположения экипажа и способ его достижения (смещение линии сгиба боковых листов от центра башни в сторону кормы на 162 мм) остались прежними. При этом по сравнению с первоначальным вариантом не претерпел изменений ряд деталей башни — лобовой лист, листы крыши, крышка люка и др. (см. таблицу №7).
Таблица №7
Наименование детали |
«Узкая» башня (сборочный чертеж 34.30сб), изготовлено 37 комплектов |
Первый вариант расширенной башни (в серию не пошел) |
Первый серийный вариант расширенной башни (сборочный чертеж 34.30сб-1) |
Лобовой лист башни |
34.30.001 |
34.30.001 |
34.30.001 |
Передняя обечайка башни |
34.30.006 |
34.30.006-1 |
34.30.006-1 |
Задняя обечайка башни |
34.30.007 |
34.30.007-1 |
34.30.007-2 |
Передний лист крыши башни |
34.30.008 |
34.30.008-1 |
34.30.008-1 |
Днище ниши башни |
34.30.009 |
34.30.009-1 |
34.30.009-2 |
Крышка люка башни |
34.30.010 |
34.30.010-1 |
34.30.010-1 |
Дверка ниши башни |
34.30.011 |
34.30.011-1 |
34.30.011-2 |
Задний лист крыши башни |
34.30.017 |
34.30.017-1 |
34.30.017-1 |
Правый лист башни |
34.30.018 |
34.30.018-1 |
34.30.018-2 |
Правый лист башни |
34.30.019 |
34.30.019-1 |
34.30.019-2 |
Основания смотрового прибора |
34.30.051 (2 шт.) |
34.30.183; 34.30.184 |
34.30.183; 34.30.184 |