В носовом листе корпуса смонтирован люк водителя, уравновешивающийся внутренней пружиной. Справа от люка водителя (месте расположения стрелка) имеется забронированная шаровая установка с пулеметом «ДТ», обеспечивающая углы возвышения до 16°, углы снижения до 6° и горизонтальные углы в пределах ±12°.
Впереди сиденья стрелка, в днище, имеется люк-лаз для выхода команды в боевой обстановке, когда движение танка невозможно и выход через верхние люки является опасным.
Для установки двигателя, в моторном отделении имеется подмоторный фундамент, состоящий из съемных боковин и приваренных к корпусу стоек. Для доступа к водяной и масляной помпам двигателя, в днище корпуса имеется люк. Для крепления передней части коробки передач в трансмиссионном отделении установлена перегородка. В месте расположения коробки передач, в днище корпуса имеется люк. В кормовой части корпуса приварены и прикреплены картера бортовых передач, имеющие броневые кожуха. Из учета условий монтажа механизмов трансмиссии верхний кормовой лист сделан съемным и снабжен люком, служащим для обслуживания трансмиссии в процессе эксплоатации.
Крыша корпуса состоит из отдельных листов, причем передний подвешенный лист приварен к корпусу, а задние листы, расположенные над двигателем и трансмиссией, съемные. Средняя часть крыши, расположенная над двигателем имеет возвышение (выштамповку) для размещения воздушного фильтра (изнутри). Над радиаторами и вентилятором в крыше имеются окна, служащие для циркуляции воздуха. Окна перекрываются жалюзи. Управление вентиляторными жалюзи осуществляется через привод, рычагом и сектором, расположенными у места водителя. Управление радиаторными жалюзи осуществляется из боевого отделения, двумя рычагами и секторами, смонтированными на моторной перегородке, через независимые приводы для правой и левой сторон.
Для защиты от грязи корпус снабжен грязевыми щитками и полками над гусеницами. На носовой и кормовой частях корпуса установлены по 2 буксирных рымы.
Башня танка - установлена на шариковой опоре над боевым отделением и представляет цельносварную коническую коробку с нишей в задней части. Все броневые листы башни соединены между собой в замок. Боковые листы башни изготовлены из 45 мм брони, установленной под углом 30° к вертикали, толщина броневых листов крыши равна 15 мм, а днища ниши - 13 мм. Диаметр башни в свету равен 1400 мм.
В передней части башни, в маске, установлена танковая 76 мм пушка Л-11, спаренная с пулеметом «ДТ». Маска укреплена в сварной рамке внутри башни на цапфах, на которых она может проворачиваться по вертикали с помощью подъемного механизма. Предельный угол возвышения пушки и спаренного с ней пулемета составляет 30°, предельный угол снижения -5° на нос и борта, и 1,5° - на корму. Прицельным приспособлением для пушки и пулемета служит телескоп «ТОД» и перископ «ПТ-1». Фиксация маски при горизонтальном положении ствола орудия осуществляется стопором, расположенным справа у орудия.
Вращение башни осуществляется поворотным механизмом, установленным в башне, слева по ходу машины. Шестерни вала поворотного механизма зацепляются с зубчатым венцом погона корпуса и имеют ручной и электрический приводы. Наличие в поворотном механизме планетарной передачи обеспечивает независимое действие обоих приводов. Передаточное отношение механизма при ручном приводе i=384. При работе поворотного механизма от электромотора последний может вращать башню с числом оборотов n=2:4,2 об/м. Башня может стопориться в любом положении стопором, установленным на задней стенке погона башни. На крыше башни смонтирован люк, уравновешенный внутренней пружиной и служащий для входа и выхода команды башни. На крышке люка имеется вентиляционный люк и лючок для сигнализации. Башня оборудована двумя открытыми сиденьями. В нише башни размещена рация 71-ТК-З.
Разрезы корпуса опытного танка Т-34. Конструкция корпуса на этом чертеже схожа с конструкцией «Танка №1» за исключением будки водителя. Показан первый вариант будки водителя, не воплощенный в металле.
Схема расположения деталей башни «Танка №1»
(данная нумерация бронедеталей сохранилась и на серийных машинах).
34.30.001 - лобовой лист; 34.30.006 - передняя обичайка; 34.30.007 - задняя обичайка; 34.30.008 - передний лист крыши; 34.30.009 - днище ниши; 34.30.010 - крышка люка; 34.30.011 - дверца ниши; 34.30.012 - средний правый лист крыши; 34.30.013 - средний левый лист крыши; 34.30.014- заглушка сигнального лючка; 34.30.015 - воротник люка вентиляции; 34.30017 - задний лист крыши; 34.30.018 - правый лист; 34.30.019 - левый лист; 34.30.051 - основания смотрового прибора; 34.30.063, 34.30.064 - створки петли сигнального лючка; 34.30.079 - заглушка отверстия для стрельбы из револьвера; 34.30.117 - колпак люка вентиляции; 34.30.131, 34.30.132 - петли крышки люка; 34.30.138 - кронштейн; 34.30.166 - крыша колпака прибора кругового обзора; 34.30.179 - основание колпака прибора кругового обзора.
Список источников
1. РГВА. Ф.31811. Оп. 2. Д. 1010. Л. 65.
2. РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 1672. Л. 17.
3. РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1181. Л. 1-2.
4. РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1181. Л. 3.
5. РГВА. Ф.31811. Оп. 2. Д. 1181. Л. 14.
6. РГВА. Ф.31811. Оп. 2. Д. 1181. Л. 15.
7. РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1181. Л. 22.