В конце ноября Народные комиссары обороны К.Е. Ворошилов, среднего машиностроения И.А. Лихачев и тяжелого машиностроения В.А. Малышев отправили на имя И.В. Сталина и В.М. Молотова письмо за №81355сс от 27 ноября 1939 г., в котором доложили об успешном выполнении правительственного задания по разработке новых образцов бронетанковой техники:
... В результате исключительно добросовестной работы, колоссального напряжения сил, а главное огромного энтузиазма всех работников заводов, проводивших эти работы, и инженеров НКО, контролировавших и направлявших их, важнейшие постановления Правительства о еще большем усилении ударной мощи Красной Армии - ВЫПОЛНЕНЫ.
На сегодня созданы следующие машины:
Б. ТАНКИ ЛЕГКИЕ и СРЕДНИЕ.
1. ТАНК А-20 - колесно-гусеничный.
2. ТАНК А-32 - гусеничный.
Оба танка сконструированы и построены заводом №183 (НКСМ).
Оба танка прошли все заводские и полигонные испытания, причем танк А-20 имеет пробег около 5000 км, а танк А-32 свыше 3000 км. Испытания показали, что эти машины являются непревзойденными из всех существующих танков данного типа, отличаясь надежностью, прочностью ходовой части, высокой проходимостью, бронированием и огнестойкостью против зажигательных веществ. Оба танка не пробиваются пулями всех существующих крупнокалиберных пулеметов.
При испытании танка А-32 выяснилось, что имеется полная возможность усилить броню до 45 мм без особых переделок. В этом случае машина оказывается настолько мощной, что сможет решать все боевые задачи, возлагаемые на этот тип машин почти без потерь от огня 37 мм противотанковых пушек противника.
Ж. МОТОРЫ.
ДИЗЕЛЬ В-2 - конструкции завода №75 (НКСМ).
Дизель-мотор В-2 на сегодня является наиболее совершенным из всех известных двигателей этого типа. Простота конструкции, достаточная живучесть, надежность, экономичность и пожарная безопасность делают его наилучшим двигателем для боевых условий.
Конструкция двигателя настолько удачна, что мощность его может быть доведена до 750 лошадиных сил без переделок. Уже в настоящий момент успешно проходит испытания на танке «KB» дизель В-2 мощностью в 600 л. с.
В создании этого двигателя большая заслуга коллектива завода №75 (НКСМ).
В заключительной части письма было предложено наградить наиболее отличившихся лиц из числа представителей заводов НКСМ и НКТП, а также сотрудников ГАБТУ.
Особо необходимо отметить самоотверженную работу руководителей и коллективов Кировского завода (НКТМ), завода №183, завода №75 и завода №37 (НКСМ). Они своей упорной работой добились действительно выдающихся результатов, сконструировав и построив танки, равных которым еще нет.
За образцовое выполнение задания партии и Правительства по созданию новых образцов машин для Красной Армии и проявленную энергию при выполнении заданий, ходатайствуем о награждении Правительственными наградами лиц, проявивших себя в этом деле, по представленным нами спискам. [7]
Отдельного внимания заслуживает непростая ситуация, сложившаяся осенью 1939 г. с новым дизельным двигателем В-2. Несмотря на столь хвалебные оценки, данные этому двигателю в письме Сталину, в действительности дела обстояли не столь хорошо. Как показало время, конструкция В-2 на самом деле имела большой потенциал, позволивший в дальнейшем, путем последующих модернизаций, оснащать им образцы отечественных танков на протяжении многих лет, но на тот момент этот двигатель был еще недоработанным и имел ряд недостатков, в основном технологического характера. Осенью 1939 г. завод №75 с огромным трудом пытался завершить его доводку и освоить серийный выпуск. Подобное состояние дел не могло не волновать руководство НКО и АБТУ, так как карбюраторный двигатель М-17 с производства снимался, а новый дизельный В-2, призванный его заменить, в производстве на тот момент еще освоен не был, что ставило под угрозу срыва всю танковую программу на 1940 г. При этом АБТУ регулярно, на протяжении 1938-1939 гг., получало сообщения от военных представителей на заводе №75, в которых сигнализировалось о том, что руководство предприятия уделяет крайне мало внимания вопросам доработки, испытания и производства двигателя В-2.
Общий вид серийного дизеля В-2 довоенного выпуска.