Оглавление

HrnFrs34035.jpg

Танк Т-28 с пушкой Ф-34 во дворе завода №92. Октябрь 1939 г.

Комплекты бронедеталей корпусов и башен А-34 предполагалось изготавливать по опытным чертежам, разработкой которых осенью 1939 г. занималось КБ завода №183.

Нельзя не упомянуть события, состоявшиеся в середине октября 1939 г. и впоследствии сильно повлиявшие на развитие танка Т-34. Речь пойдет о двух первых испытаниях танковой пушки Ф-34 производства завода №92 Наркомата вооружения (НКВ). Основным преимуществом этой пушки перед Ф-32 являлась большая начальная скорость снаряда (685 м/с против 640 м/с). Увеличение начальной скорости было достигнуто в основном за счет удлинения ствола пушки до 41,6 калибра.

Первое отладочное заводское испытание пушки Ф-34 №1 состоялось 19 октября 1939 г. на Гороховецком полигоне, причем систему установили в танке Т-28. В ходе испытаний было произведено всего 354 выстрела. С целью проверки прочности системы и ее установки в танке под различными углами возвышения было произведено 84 выстрела усиленными снарядами пушки образца 02/30 г., а следующие 270 выстрелов осуществлялись на поражение отдельных целей, на определение скорострельности и разогрева ствола и противооткатных устройств. На системе смонтировали трубу ствола от пушки Ф-22-УСВ.

Во время испытаний имело место небольшое просачивание жидкости из цилиндра тормоза отката, но в остальном пушка показала себя хорошо, полуавтоматика и противооткатные устройства работали безотказно. По результатам испытаний комиссия под председательством главного конструктора завода №92 В.Г. Грабина сделала следующие выводы:

Первое большое заводское испытание системы Ф-34 из танка на прочность, на меткость, на скорострельность и разогрев ствола и противооткатных устройств показало что:

1.  Система прочна.

2.  Установка системы в танке прочна.

3.  Удобство обслуживания системы в танке при всех углах возвышения удовлетворительное.

4.  Полуавтоматика и противооткатные устройства работали безотказно, откат был устойчив (от 340 до 365 мм).

5.  Скорострельность удовлетворительная.

6.  Отверстие на конце веретена заглушить не пайкой оловом, а пайкой латунью.

7.  Уплотнение поршня компенсатора сделать таким же как у Ф-22-УСВ, т.е. из клингеритовых колец. [5]

Второе отладочное испытание прошло там же 23 октября и подтвердило выводы, сделанные ранее. В ходе испытания было произведено 506 выстрелов, из них 500 - усиленным снарядом. Система в целом работала надежно за исключением двух случаев:

1. После 264-го выстрела вследствие течи жидкости между поршнем компенсатора и стенками цилиндра тормоз отката был снят, уплотнение поршня было подтянуто.

2. После 293-го выстрела между буферной скобой и люлькой, при откате попала гильза. Вследствие этого получился недокат примерно на 100 мм. Выколотить гильзу при давлении в накатнике не удалось, поэтому в накатнике было снято давление. После того, как гильза была вытащена, давление в накатнике было дано вновь насосом - 24 атм. Попадание гильзы между буферной скобой и люлькой произошло вследствие переполнения гильзоулавливателя гильзами. [6]

Доводка новой танковой пушки Ф-34 на заводе №92 продолжилась, а данные испытаний были отправлены на рассмотрение в АБТУ в начале ноября 1939 г.

Оглавление