Служба и боевое применение
С началом войны с Финляндией согласно телеграмме начальника Генштаба Шапошникова с 23 декабря 1939 г. под руководством военинженера 1 ранга Смирнова началось формирование отрядов аэросаней. Было организовано четыре отряда: №7, 8, 9 и 14 (по наименованию армий, которым их первоначально планировалось придать). Структурно в период формирования отряды подчинялись Главному управлению авиационного снабжения ВВС РККА.
Поскольку имевшихся в ЛВО аэросаней не хватало, был поставлен вопрос о срочном изготовлении на Глиссерном заводе аэросаней сверх плана. Для обеспечения частей ВВС РККА начальник ГУАС комдив Алексеев запросил наркомат и завод о выпуске дополнительной партии аэросаней. Нарком лесной промышленности Янцелович 23 декабря обратился в правительство, после чего заводу было разрешено проведение сверхурочных работ с выделением на премирование 50 тыс. руб. К 1 января 1940 г. завод сверх программы изготовил 30 аэросаней, после чего вернулся к плановым работам.
Необходимость срочного изготовления дополнительного количества аэросаней вынудила внести некоторые упрощения в их конструкцию. Например, отдельные аэросани получили ограждение винта в виде грубой пространственной фермы.
В качестве примера боевой работы аэросаней в ходе войны с Финляндией можно рассмотреть деятельность 8-го отряда, укомплектованного 22 ОСГА-6, НКЛ-6 и НКЛ-16, собранными из воинских частей ЛВО и вновь прибывшими с завода. Например, в отряде было двое аэросаней НКЛ-6 (заводские номера 310 и 317), а также девять новых НКЛ-16.
Формирование отряда завершилось 10 января, после чего командир отряда майор Дудник попросил разрешения выдвинуться на фронт. Отряд первоначально планировали перебросить в Петрозаводск, но отправка задерживалась из-за железнодорожного транспорта. 22 января Дудника вызвали в штаб ЛВО, где ему предписали выдвинуться на левый фланг 56-го стрелкового корпуса в район Сальми. В штабе Дудник получил разрешение на отправку отряда в район боевых действий по маршруту протяженностью 500 км своим ходом.
Материальная часть отряда была оценена как «чрезвычайно старая, изношенная и уже много раз терпевшая аварии и поломки при ее эксплуатации в мирных условиях на аэродромах. Безусловно такая материальная часть не могла дать должного эффекта, что вскоре и сказалось при переходе колонны». Во время перехода двое старых аэросаней вышли из строя, в результате 1 февраля в Корку прибыли 20 машин. На следующий день командарм Ковалев поставил отряду задачу сосредоточиться в Уксу, пройдя между контролируемыми финнами островами Валаам и Монтсин-Саари. Дудник предлагал пройти мимо островов ночью, поскольку финские прожекторы (как установили наблюдением в ночь с 1 на 2 февраля) были направлены вверх и не освещали лед. Но командование это предложение во внимание не приняло. Отряд разбили на три группы по 6—7 машин. Первой группе удалось пройти без потерь, однако вторую группу финны расстреляли: все шесть ее аэросаней были подбиты, погибли шесть человек начсостава отряда (Захаренко, Кудряшев, Заволженский, Иваницкий, Власов, Слинько).
Третьей группе аэросаней движение запретили. Ночью финны направили прожектора на лед, и таким образом отряд оказался разделенным на две части. 1-я группа (батальон2) в количестве семи саней во главе с командиром отряда сосредоточилась в Уксу, а вторая группа из семи машин оставалась в Корку и позднее была переброшена в Сальми, где поступила в распоряжение 201-й ВДВ.
С момента сосредоточения указанных двух групп в Уксу и Сальми немедленно развернулась боевая работа по обеспечению прикрытия наших войск от нападения противника со стороны Ладожского озера. Основное внимание обращалось на то, чтобы противник не смог проникнуть с островов Валаам и Монтсин-Саари на материк и нанести удар по нашим тылам, «в процессе действия эта задача была выполнена полностью, так как озеро в течение полугора месяца находилось под нашим контролем».
Несмотря на то, что аэросани вначале имели только выносное вооружение — пулеметы ДП, экипажи машин подходили к самым островам и несли разведывательную службу. Однако девять аэросаней оснащались турельными пулеметными установками, которые показали исключительно хорошие результаты при ночных огневых налетах на острова Безымянный и Вуоратсу 22 и 27 февраля 1940 г.
Особенно надо отметить действия аэросаней 11 и 12 марта 1940 г. в момент наступления 201-й ВДВ на полуостров Уксолонния. Так, например, 2-й батальон перевез около 10000 кг боеприпасов, снаряжения и продуктов в условиях дня и ночи.
Аэросани ОСГА-6 патрулируют озеро во время войны с Финляндией.
За период боевой работы отряда в районе расположения 15-й армии были проведены 27 дневных разведок, три диверсионных операции у острова Валаам, четыре ночные разведки с огневым налетом на острова Безымянный и Вуоратсу, а также перевезено 10000 кг груза, эвакуировано 35 раненых, доставлено 12 убитых с полуострова Уксолинния (так в тексте - разное написание, прим. ВВС) на материк, осуществлены четыре выезда по перевозке военного совета 15-й армии и выполнен ряд других задач.
Кроме того, аэросани выезжали на спасение экипажей сбитых самолетов. В частности, были спасены 10 летчиков из 45-го СБП, 39-го СБП, 18-го СБП и 49-го ИАП. Двое погибших летчиков были захоронены на месте катастрофы у острова Вана-Кон Сари. С самолетов снималось вооружение, боеприпасы и радиостанции.
Всего отрядом аэросаней в районе 15-й армии в ходе всех перечисленных операций было пройдено 11848 км, не считая перехода из Ленинграда в Корку.
За период боев аэросани и личный состав отряда неоднократно находились под огнем противника. Так, например, 11 февраля один экипаж был обстрелян из пулемета у острова Вуоратсу, а 2 марта три машины попали под огонь из минометов с островов Вуоратсу и Сюскурен-Сари.
Аэросани НКЛ-16 в санитарном варианте на Тихоокеанском флоте, 1942 г.
2 В рассматриваемый период аэросанные отряды относились к числу вновь формируемых частей, и терминология еще не устоялась.