Оглавление

ArSNKL-6036.jpg

К месту аварии самолета УТ-2 подошли трехлыжные аэросани НКЛ-16. Аэродром Люберцы, 1944 г.

ArSNKL-6037.jpg

Аэросани НКЛ-16 долгое время служили в качестве почтовых на Камчатке.

2 марта встреча аэросаней 8-го отряда, возвращавшихся из разведки, с шестеркой бомбардировщиков СБ из 2-й АЭ 45-го СБП окончилась трагически. В этот день 2-я АЭ произвела 18 самолето-вылетов по доставке продуктов для 168-й дивизии. Сухари, махорку, чай и др. сбросили из СБ с высоты 70-100 м. О дальнейшем говорит боевое донесение 2АЭ:

«1228 звено Никольского наблюдало 3-е аэросаней квадрат 18.51.б. Обстреляли из пулеметов Н= 150 м.

1229 звено Волобуева произвело 3 атаки на аэросани, что двигались в северовосточном направлении от острова Валаам 15-20 км. Пулеметным огнем одни сани уничтожены (взорвались). Обстреляны острова Максиман-Сари и Сикосари. Израсходовано патрон 3000».

Во всех случаях боестолкновений с противником, за исключением 2 февраля, потерь отряд не имел.

После окончания боевых действий, в начале апреля, отряды расформировали, а их личный состав, имущество и материальную часть направили на укомплектование частей и вузов ВВС.

С начала Великой Отечественной войны завод изготовил 34 трехлыжных аэросаней НКЛ-16. Осенью 1941 г. завод был эвакуирован в Киров. Оставшееся в Москве производство (завод №42) получило заказ на ремонт десяти аэросаней, который осуществлялся отделением №2 цеха №1.

Больше завод в Москве аэросанями не занимался, а выпускал катера и другую продукцию. В Кирове завод строил четырехлыжные аэросани, а также ремонтировал трехлыжные машины прежних выпусков.

Главсеврыбпрому в начале войны был выдан заказ на выпуск трехлыжных аэросаней. Зимой 1941—1942 гг. в производстве находилось пять машин, позднее завод перевели на выпуск четырехлыжных НКЛ-16.

После начала боевых действий трехлыжные аэросани ОСГА (НКЛ) поступали во вновь формируемые аэросанные батальоны (АСБ или ОАЭСБ). С выпуском аэросаней новых моделей и по причине износа «трехлыжки» постепенно вытеснялись четырехлыжными НКЛ-16.

В большинстве документов тех лет техника именовалась просто аэросанями, однако, если известен заводской номер, можно установить тип машины более точно. Например, в 23-м ОАЭСБ имелись аэросани ОСГА-6 с заводским номером 88, до того служившие в качестве учебного пособия в авиаучилище, а также одни аэросани НКЛ-6, ранее участвовавшие в финской кампании.

С появлением серийных аэросаней новых моделей ОАЭСБ и АСБ были реорганизованы в транспортные (ТАСБ) и боевые (БАСБ) батальоны. Отдельные трехлыжные аэросани ОСГА (НКЛ) служили в санитарных частях и при аэродромах, например в подмосковных Люберцах.

«Трехлыжки» эксплуатировались до конца войны, а затем еще некоторое время встречались в окрестностях Ленинграда и Мурманска, в Архангельской области, северных и дальневосточных регионах.

Некоторое количество «трехлыжек» досталось немцам и финнам. По подобию наших аэросаней немцы создали собственную модель, именуемую в отечественных документах «Макс Хеншель». Эти аэросани оснащались моторами М-11 разных серий, в изобилии доставшимися немцам в начале Великой Отечественной войны. Во время боев за Харьков советским войскам удалось захватить сразу 16 немецких аэросаней. Такие сани москвичи увидели на выставке трофеев.

ArSNKL-6038.jpg

Аэросани «Макс Хеншель» на выставке трофейной техники в Москве.

Основные ТТХ аэросаней «Макс Хеншель»

Боевой вес, кг

1350

Экипаж

1 водитель, 1 стрелок

Марка и тип двигателя

М-11Г, авиационный, бензиновый

Максимальная мощность, л.с.

110

Воздушный винт

Двухлопастный, деревянный, диаметром 2400 мм

Вооружение

Пулемет 7,92 мм

Боекомплект, патронов

1500

Максимальная скорость, км/ч

50

Емкость бензобака, л

140

Запас хода по горючему, км

120—160

Следующая статья

Оглавление