К месту аварии самолета УТ-2 подошли трехлыжные аэросани НКЛ-16. Аэродром Люберцы, 1944 г.
Аэросани НКЛ-16 долгое время служили в качестве почтовых на Камчатке.
2 марта встреча аэросаней 8-го отряда, возвращавшихся из разведки, с шестеркой бомбардировщиков СБ из 2-й АЭ 45-го СБП окончилась трагически. В этот день 2-я АЭ произвела 18 самолето-вылетов по доставке продуктов для 168-й дивизии. Сухари, махорку, чай и др. сбросили из СБ с высоты 70-100 м. О дальнейшем говорит боевое донесение 2АЭ:
«1228 звено Никольского наблюдало 3-е аэросаней квадрат 18.51.б. Обстреляли из пулеметов Н= 150 м.
1229 звено Волобуева произвело 3 атаки на аэросани, что двигались в северовосточном направлении от острова Валаам 15-20 км. Пулеметным огнем одни сани уничтожены (взорвались). Обстреляны острова Максиман-Сари и Сикосари. Израсходовано патрон 3000».
Во всех случаях боестолкновений с противником, за исключением 2 февраля, потерь отряд не имел.
После окончания боевых действий, в начале апреля, отряды расформировали, а их личный состав, имущество и материальную часть направили на укомплектование частей и вузов ВВС.
С начала Великой Отечественной войны завод изготовил 34 трехлыжных аэросаней НКЛ-16. Осенью 1941 г. завод был эвакуирован в Киров. Оставшееся в Москве производство (завод №42) получило заказ на ремонт десяти аэросаней, который осуществлялся отделением №2 цеха №1.
Больше завод в Москве аэросанями не занимался, а выпускал катера и другую продукцию. В Кирове завод строил четырехлыжные аэросани, а также ремонтировал трехлыжные машины прежних выпусков.
Главсеврыбпрому в начале войны был выдан заказ на выпуск трехлыжных аэросаней. Зимой 1941—1942 гг. в производстве находилось пять машин, позднее завод перевели на выпуск четырехлыжных НКЛ-16.
После начала боевых действий трехлыжные аэросани ОСГА (НКЛ) поступали во вновь формируемые аэросанные батальоны (АСБ или ОАЭСБ). С выпуском аэросаней новых моделей и по причине износа «трехлыжки» постепенно вытеснялись четырехлыжными НКЛ-16.
В большинстве документов тех лет техника именовалась просто аэросанями, однако, если известен заводской номер, можно установить тип машины более точно. Например, в 23-м ОАЭСБ имелись аэросани ОСГА-6 с заводским номером 88, до того служившие в качестве учебного пособия в авиаучилище, а также одни аэросани НКЛ-6, ранее участвовавшие в финской кампании.
С появлением серийных аэросаней новых моделей ОАЭСБ и АСБ были реорганизованы в транспортные (ТАСБ) и боевые (БАСБ) батальоны. Отдельные трехлыжные аэросани ОСГА (НКЛ) служили в санитарных частях и при аэродромах, например в подмосковных Люберцах.
«Трехлыжки» эксплуатировались до конца войны, а затем еще некоторое время встречались в окрестностях Ленинграда и Мурманска, в Архангельской области, северных и дальневосточных регионах.
Некоторое количество «трехлыжек» досталось немцам и финнам. По подобию наших аэросаней немцы создали собственную модель, именуемую в отечественных документах «Макс Хеншель». Эти аэросани оснащались моторами М-11 разных серий, в изобилии доставшимися немцам в начале Великой Отечественной войны. Во время боев за Харьков советским войскам удалось захватить сразу 16 немецких аэросаней. Такие сани москвичи увидели на выставке трофеев.
Аэросани «Макс Хеншель» на выставке трофейной техники в Москве.
Основные ТТХ аэросаней «Макс Хеншель»
Боевой вес, кг |
1350 |
Экипаж |
1 водитель, 1 стрелок |
Марка и тип двигателя |
М-11Г, авиационный, бензиновый |
Максимальная мощность, л.с. |
110 |
Воздушный винт |
Двухлопастный, деревянный, диаметром 2400 мм |
Вооружение |
Пулемет 7,92 мм |
Боекомплект, патронов |
1500 |
Максимальная скорость, км/ч |
50 |
Емкость бензобака, л |
140 |
Запас хода по горючему, км |
120—160 |