Запуск от руки винта аэросаней НКЛ-16-37. | Металлическая лыжа аэросаней НКЛ-16. |
На приборной доске водителя располагались: переключатель рабочих магнето, пусковое магнето, масляный манометр, масляный термометр, бензиновый манометр, насос для накачивания воздуха в бензобак, часы, выключатели освещения фар, выключатель освещения плафонов1.
Для входа в кабину водителя служил открывающийся со стороны крыши и правого борта люк. Для облегчения входа в кабину водителя на правом борту крепили две подножки.
Доступ в грузопассажирское отделение обеспечивала дверь в левом борту.
В санитарном варианте саней, кроме двери со стороны левого борта, в правом борту имелся длинный люк для носилок.
В носовой части саней сверху имелись два запиравшихся изнутри кабины лючка для облегчения монтажа и осмотра рулевого управления и приборов.
Корпус аэросаней был деревянный. Каркас корпуса состоял из 13 шпангоутов, шести главных стрингеров сечением 30x30 мм и продольных и поперечных реек. Шпангоуты собирались из горизонтальных и вертикальных реек, скрепленных угловыми бобышками и кницами на клею и гвоздях. Стрингеры и продольные рейки изготавливались из ясеня или дуба. Шпангоуты и поперечные рейки были сосновые. Для увеличения жесткости в утлы между стрингерами и шпангоутами на клею и гвоздях крепились угловые сосновые бобышки. Верхние и нижние стрингеры спереди фиксировались к первому шпангоуту. Верхний правый стрингер спереди крепился к шпангоуту №6, а верхний левый - к дополнительному бимсу между 4-м и 5-м шпангоутами. Средние стрингеры сзади крепились к изогнутой части верхних стрингеров у шпангоута №12. Снаружи и изнутри каркас корпуса на клею и гвоздях обшивался авиационной фанерой. Для предохранения от влаги корпус с наружной стороны оклеивался материей и окрашивался эмалевой краской.
Узлы для крепления шасси, моторной фермы и ограждения винта монтировались к корпусу трубчатыми заклепками. Вверху шпангоута №2 монтировался узел с шаровой опорой для крепления переднего амортизатора. Внизу на шпангоуте №4 с обеих сторон размещались узлы крепления задних концов подкосов переднего амортизатора. Внизу на шпангоуте №11 с обеих сторон стояли узлы для крепления полуосей заднего шасси. На шпангоуте №13 имелись узлы крепления моторной фермы и ограждения винта. Вверху на шпангоуте №11 устанавливались узлы крепления амортизаторов заднего шасси и подкосов моторной фермы.
ВМГ аэросаней НКЛ-16 была подобна ВМГ НКЛ-6 и отличалась установкой на моторе стартера. Моторная рама была аналогична моторной раме НКЛ-6. Для привода винта от стартера на втулку служил зубчатый венец маховика автомобиля ЗИС-5 со специальным алюминиевым шкивом.
Подвеска НКЛ-16 не имела существенных отличий от подвески НКЛ-6, кроме конструкции рулевого сектора. Металлические лыжи были идентичны лыжам НКЛ-6 выпуска 1936 г.
Окраска аэросаней, выпускаемых заводом, была белой или шаровой.
Аэросани НКЛ-16, как и предшественники, также претерпели ряд модернизаций. Серийно строились модели НКЛ-16-37 и НКЛ-16-39, незначительно (исключая 30 аэросаней постройки зимы 1939— 1940 гг.) различавшиеся электрооборудованием, марками примененных конструкционных материалов; внешние отличия существенными не являлись.
ТТХ НКЛ-16
Длина полная, мм |
6450 |
Ширина полная, мм |
2700 |
Высота по мотору, мм |
2235 |
Высота по винту, мм |
2925 |
Высота нижней точки воздушного винта от снежной поверхности, мм |
525 |
База, мм |
3600 |
Колея, мм |
2125 |
Полный вес, кг |
1370* / 1340** |
Вес конструкции, кг |
740* / 790** |
Полезная нагрузка, кг |
480* / 400** |
Вес инструмента, запасного винта и чехлов, кг |
34 |
Запас горючего, кг |
100 |
Запас масла, кг |
16 |
Количество мест |
6* / 5** |
Скорость максимальная, км/ч |
70 |
Скорость эксплуатационная, км/ч |
35-50 |
Дальность пробега с полной нагрузкой, км |
200 |
Длина лыж, мм |
2750 |
Ширина лыж, мм |
380 |
Удельное давление на снегу, кг/см2 |
0,046* / 0,045** |
Диаметр винта, м |
2,4 |
Мощность двигателя, номинальная, л.с. |
100 |
* Пассажирские. ** Санитарные.
Аэросани НКЛ-16 в санитарном варианте.
1 На санитарном варианте выключатель наружного плафона располагался на правом борту над санитарным люком.