Аэросани «Север-2» после движения по наледи. |
Во многих случаях обслуживание и хранение новых аэросаней осуществлялись под открытым небом, что способствовало преждевременному выходу их из строя. |
Техническое обслуживание силовой установки аэросаней «Север-2» |
В ГКАТ необходимых средств также не нашлось, а потому модернизация аэросаней «Север-2» не состоялась, а имевшиеся ресурсы направили на создание нового образца.
С появлением новых аэросаней «Север-2» стали выводить из эксплуатации и списывать. Судьба этих машин сложилась по-разному. Отдельные экземпляры сохранились и до наших дней, однако они находятся в состоянии, далеком от первоначального.
После снятия с эксплуатации в Якутске аэросани «Север-2» оставили на задворках аэродрома, откуда их, выкупив по цене металлолома, забрали местные умельцы для переоборудования в автомобили: и сейчас в Якутске можно увидеть странные «Победы» с молдингами и замками на задних дверях. Аэросани, поступившие на фирму Р.Е. Алексеева, со временем перекочевали на свалку в Чкаловске. Еще одна машина имеется в музее ВВС в подмосковном Монино.
Литература
1. Отчет о работе Управления бронепоездов и бронемашин ГБТУКА за 1941-1945 г. //Бронепоезда, бронемашины, мотоциклы и аэросани в Отечественной войне 1941-1945 гг. -М., 1945.
2. Временное краткое техническое описание аэросаней «Север». - 1958.
3. Перечень дефектов, выявленных при испытаниях ходового макета аэросаней «Север» и подлежащих устранению при выпуске серийных чертежей. - 1958.
4. Техническая справка по аэросаням «Север-2». - 1964.
5. Ламм И.А. Механизация почтовой связи в текущем семилетии. -М.,1961.
Импровизированная «Победа», построенная в Якутске на основе аэросаней «Север-2». Фото Я. Арбугина.