Александр Кириндас
Использованы материалы ГАРФ, РГАЭ, Фото из архива автора.
В 1957-1959 гг. в КБ Н.И. Камова были разработаны почтовые аэросани «Север», в конструкции которых с целью снижения стоимости изготовления использовался кузов автомобиля «Победа». Однако, как и любое компромиссное решение, они оказались далеки от совершенства, поэтому еще во время испытаний ходового макета заказчик поставил перед Н.И. Камовым вопрос о создании новых аэросаней с более вместительным кузовом, а также аэросаней малого типа.
В начале разработки проекта аэросаней «Север» Н.И. Камов обратился для консультаций к И.Н. Ювенальеву, автору единственного в нашей стране учебника по конструированию аэросаней. Во время частной беседы Камов предложил ему перейти в свое КБ.
Ювенальев после увольнения из рядов Вооруженных Сил трудился в 1946—1948 гг. на одном из подмосковных авиазаводов, а в 1948—1952 гг. — в катеростроительном КБ В.А. Гартвига. В этот период он вторично женился, и перед семьей остро встал вопрос получения жилья. Такую возможность тогда предоставляло ОКБ-456, руководимое В.П. Глушко, которое выделяло квартиры перспективным инженерам. Ювенальева, по его воспоминаниям, не слишком привлекала «вредная и неинтересная» работа, связанная с испытаниями двигателей и оформлением отчетов, но условия оказались слишком заманчивыми.
Переходу в КБ Камова препятствовали обязательства перед ОКБ-456. Камову не сразу, но удалось уладить возникшие противоречия. В марте 1960 г. Ювенальев перевелся в КБ Камова с сохранением прав на полученное жилье.
В 1960 г. профильной тематикой КБ Камова являлись вертолеты, а основные работы выполнялись согласно тематическому плану, утвержденному Государственным комитетом по авиационной технике (ГКАТ).
Н.И. Камов.
Так, согласно Постановлению СМ СССР №218-81 с от 23 февраля 1960 г. и приказу ГКАТ №96с от 7 марта 1960 г. КБ поручалось:
- проведение заводских испытаний и доводка экспериментального десантно-транспортного винтокрыла Ка-22;
- модификация винтокрыла Ка-22 под двигатели Д-25ВК и создание для него металлических лопастей;
- обеспечение строительства трех Ка-22 на заводе в Ташкенте (передача технической документации и оказание технической помощи).
По Постановлению СМ СССР №568-231с от 30 мая 1960 г. и приказу ГКАТ №235с от 17 июня 1960 г. на КБ возлагалось:
- проектирование, строительство и испытание вертолетов противолодочной обороны Ка-25;
- обеспечение строительства трех вертолетов Ка-25 на заводе в Улан-Удэ (передача технической документации);Постановление СМ СССР №207-100сс от 20 февраля 1958 г. и приказ ГКАТ №62сс от 30 марта 1958 г. определяли проектирование и строительство вертолета Ка-25 в варианте целеуказателя.
Согласно приказу ГКАТ №235с от 17 июня 1960 г. КБ обязывалось выполнить следующие работы:
- проектирование и изготовление макета пассажирского вертолета на 16 мест на базе вертолета Ка-25;
- улучшение эксплуатации и летных качеств серийных вертолетов Ка-15 и Ка-18;
- выполнение эскизного проекта модификации вертолета Ка-15 для установки двигателя ГТД-350(Ка-19).
По распоряжению ГКАТ №Ка-24/4576сс от 30 ноября 1959 г. требовалось подготовить материалы к созданию эскизного проекта вертолета-амфибии (Ка-28).
Все перечисленные задания являлись приоритетными. В то же время, помимо госбюджетных, в КБ велись и работы на основании хозяйственных договоров:
- изготовление моделей и экспонатов для заграничных выставок;
- обеспечение серийного выпуска аэросаней «изделие Се-2»;
- работы по аппаратуре «Вишера».
В число таких работ входило и проектирование аэросаней, получивших обозначение «Ка-30» (или «изделие С»), а также изготовление их макета. И.Н. Ювенальев, вступив 3 марта 1960 г. в должность ведущего конструктора, возглавил проектирование этих аэросаней. Официально договор с Министерством связи на разработку Ка-30 был заключен 22 ноября.