Испытания аэросаней №0203 в нижнем течении р. Горюн (левый приток Амура). Хорошо виден измененный капот двигателя.
Установленные на аэросанях «Север-2» воздушные винты АВ-79 также зарекомендовали себя положительно и выходили из строя только при авариях вследствие ударов о посторонние предметы или при переворачивании машины. Втулки винтов даже после аварии и смены лопастей на запасные работали без замечаний. Так, на перевернувшихся аэросанях №0204 деформировались все три лопасти винта №900028, однако после их замены винт со старой втулкой был вновь пригоден к работе.
Для подведения итогов эксплуатации аэросаней «Север-2» в системе Министерства связи в Хабаровске в апреле 1962 г. прошла конференция. По итогам опытной эксплуатации машин первых серий и испытаний аэросаней №0203 был выявлен ряд слабых мест в конструкции и установлено, что «Север-2» могут использоваться на трассах только при хороших дорожных условиях. В ходе конференции был разработан план мероприятий по улучшению надежности и ходовых качеств аэросаней.
В июле 1962 г. серийному заводу выдали технические условия на проведение соответствующих изменений конструкции аэросаней. Машину №0203 было решено направить на опытный завод ОКБ Н.И. Камова для доработки, а также проведения замеров возникающих при эксплуатации нагрузок.
Переделку аэросаней №0203 провели зимой 1962-1963 гг. При этом в целях лучшего скольжения лыж исследовали возможность армирования полотном полиэтилена низкого давления и приклейки его к подошвам лыж, а также разработали методику сварки полиэтилена. Указанные технологические процессы опробовали при модернизации аэросаней №0203 и передали для внедрения на серийный завод в г. Арсеньеве, однако внедрили их уже позднее, на другой машине. Помимо доработки подвески и лыж, а также ряда узлов, характерным внешним отличием модернизированных аэросаней являлись усовершенствованные система выхлопа, капот двигателя и измененные осветительные приборы. Аэросани прошли кратковременные испытания в Подмосковье, после чего были направлены в Комсомольск-на-Амуре для проведения комплексных испытаний в условиях эксплуатации на регулярной почтовой линии.
Наработка отдельных моторов к зимнему сезону 1963—1964 гг. |
|||
Заводской номер аэросаней |
Заводской номер двигателя |
Наработано часов |
Состояние двигателя |
0404 |
КС 9002 |
660 ч 30 мин |
Произошел обрыв клапана |
0405 |
КС 9031 |
720 |
Повышенный расход масла |
1109 |
КС 0043 |
1230 |
Пригоден к эксплуатации |
1004 |
КС 0050 |
888 |
Пригоден к эксплуатации |
0203 |
ОП-РС-1 |
1011 |
Пригоден к эксплуатации |
1110 |
КС 0033 |
1479 |
Повышенный расход масла |
0204 |
КС 9007 |
549 |
Пригоден к эксплуатации |
0101 |
КС 9028 |
806 |
Выработан ресурс |
1002 |
КС 0030 |
724 |
Пригоден к эксплуатации |
0808 |
КС 0011 |
766 |
Выработан ресурс |
В ряде районов аэросани «Север-2» стали единственным средством своевременной доставки почты. |
Грузовой отсек аэросаней мало подходил для размещения габаритных грузов. |
Дальнейшие опытно-конструкторские работы по совершенствованию аэросаней «Север-2» сдерживались отсутствием финансирования. Руководитель ОКБ Н.И. Камов обратился в Министерство связи с просьбой рассмотреть вопрос о возможности финансирования исследовательских работ, которые ориентировочно оценивались в 120-150 тыс. руб. в год.
Однако Министерство связи сослалось на отсутствие необходимых средств. 27 декабря 1962 г. министр связи Н.Д. Псурцев писал председателю ГКАТ П.В. Дементьеву:
«...Во время испытаний и, в особенности, при эксплуатации аэросаней «Север-2» на линиях связи в зимние сезоны 1960—61 гг. был выявлен ряд неизученных вопросов, связанных с постоянно меняющейся структурой снежного покрова и с особенностями местных дорожных условий, влияющих на ходовые и экономические характеристики аэросаней.
В частности, должны быть обеспечены надежность старта аэросаней (преодоление примерзания лыж к снегу): разработка конструкции лыж... для снижения сопротивления движению; создана конструкция воздушного винта с повышенной тяговой характеристикой при работе на малых скоростях, проведена разработка норм прочности узлов и агрегатов аэросаней и т.д.
Решение перечисленных вопросов могло бы значительно улучшить ходовые и экономические показали аэросаней, но для этого необходимо проведение ряда конструкторских работ, экспериментов и комплекса испытаний с привлечением сторонних НИИ и производственных организаций (ЦАГИ, ВИАМ, НАТИ и др.)
ОКБ Н.И. Камова в настоящее время является единственным в СССР предприятием, занимающимся созданием аэросаней. Но не имеет необходимых ассигнований на проведение этих исследований и таким образом лишено возможности постоянно серьезно заниматься вопросами усовершенствования этого нужного вида транспорта.
Учитывая, что аэросани, безусловно, найдут применение не только на линиях связи, но и в других отраслях народного хозяйства СССР, считаю целесообразным, чтобы ГКАТ включил в тематический план... на 1963 год выполнение комплекса работ по улучшению ходовых и экономических показателей аэросаней за счет бюджетных ассигнований.
О принятом решении прошу сообщить».