Продольный разрез и вид в плане аэросаней «Север-2».
Низкая культура эксплуатации конструктивно сложной техники (а аэросани относятся к аппаратам авиационного класса) в сочетании с серьезными дефектами (слабость подвесок и низкая прочность автомобильных кузовов, не выдерживавших эксплуатационных нагрузок) привели к массовому выходу аэросаней «Север-2» из строя в эксплуатирующих подразделениях. Характерным в этом отношении может служить опыт эксплуатации аэросаней в Якутске, где средний пробег на машину за четыре зимних сезона до момента списания составлял 13976 км.
Вместе с тем, в ряде мест эти аэросани эксплуатировались вполне успешно. Например, в Хабаровском управлении связи последовательно расширяли диапазон использования аэросаней и добились неплохих результатов. Одним из лучших подразделений, эксплуатировавших аэросани, была Комсомольская-на-Амуре транспортная контора (руководитель — С.И.Богоявленский). Девять серийных машин первой и второй серий (пробег опытовых саней №0203 в статистику не включался) с начала их эксплуатации зимой 1960-1961 г. и до сезона 1963-1964 гг. прошли в общей сложности 411449 км. В этой конторе обеспечили быструю регулярную доставку почтовых отправлений в течение всего зимнего (навигационного) периода. По итогам эксплуатации средняя продолжительность навигации составляла 3,5 месяца, а средняя продолжительность эксплуатации в течение одного навигационного месяца — 22 дня. Средняя техническая скорость аэросаней «Север-2» равнялась 37-40 км/ч, а коммерческая скорость с учетом остановок для обмена почты — 26-30 км/ч. Средняя коммерческая нагрузка находилась в пределах 350-500 кг. Среднесуточный пробег— 150-200 км.
Общий пробег всех аэросаней «Север-2» по трактам Министерства связи за четыре зимних сезона, когда был поставлен вопрос о снятии их с эксплуатации, превысил 1,5 млн. км.
Помимо нареканий на слабые кузов и подвеску аэросаней «Север-2», отмечались и их положительные качества. Так, использовавшиеся двигатели показали себя с самой лучшей стороны. Из-за тяжелых условий эксплуатации уход за двигателями и выполнение регламентных работ выполнялись в подразделениях связи недостаточно тщательно и без соблюдения сроков, требуемых по инструкции. Но в целом констатировалось, что двигатели АИ-14РС отличались «отличными пусковыми качествами, хорошей приемистостью, надежностью и долговечностью». Первоначально фирма-разработчик гарантировала ресурс мотора 600 ч с учетом 20% времени для гонки мотора на земле. По итогам эксплуатации АИ-14 на аэросанях был сделан оптимистичный вывод о том, что ресурс мотора может быть доведен до 800-1000 ч.
Километраж пробега аэросаней «Север-2» в Якутске |
||||
Сезон эксплуатации |
1960-1961 гг. |
1961-1962 гг. |
1962-1963 гг. |
1963-1964 гг. |
Количество эксплуатировавшихся машин, шт. |
5 |
5 |
9 |
9 |
Суммарный пробег, км |
6090 |
9569 |
57957 |
58090 |