Оглавление

AersPA18056.jpg AersPA18057.jpg

Авария опытного образца аэросаней «Север-2», вызвавшая поломку винта.

Модернизированные аэросани «Север-2» №0203.

 

В дальнейшем были изданы распоряжения, регламентирующие распределение аэросаней по РСФСР и в Казахстане.

Большинство выпущенных заводом «Прогресс» аэросаней Министерство связи передало местным управлениям, две машины направили в один из портов на Камчатку и еще одну — на фирму Р.Е. Алексеева в Чкаловске Горьковской области.

В общей сложности завод «Прогресс» изготовил 100 аэросаней «Север-2»: по пять машин 1-й и 2-й серий и по десять машин с 3-й по 11-ю серии. Аэросани получали четырехзначные заводские номера, в которых первые две цифры обозначали серию, а две последние — порядковый номер машины в серии.

Аэросани «Север-2» направили в районы, где ранее в зимний период использование других видов наземного транспорта было невозможно. Доставка почты производилась гужевым транспортом, а также предельно изношенными аэросанями различных типов, в том числе кустарной постройки, что оказалось малорентабельным и не обеспечивало регулярность доставки почтовых отправлений.

Основные данные аэросаней «Север 2»

Длина, мм

6020

Ширина, мм

2925

Высота мм

3280

База лыж, мм

3415

Колея, мм

2500

Диаметр винта, мм

2700

Вес конструкции, кг

1431

Полный ходовой вес, кг

2346

Максимальная скорость на укатанном снегу или льду, км/ч

 100

Номинальная крейсерская скорость, км/ч

40

Запас ГСМ

На 5 ч работы мотора

Радиус поворота, м

5,57

Тормозной путь при торможении реверсом винта на скорости 60 км/ч, м

55

Тормозной путь при торможении реверсом винта на скорости 40 км/ч м

35

Удельное давление на снег, кг/см2

0,062

Аэросани «Север-2» первых двух серий поступили в Комсомольскую-на-Амуре транспортную контору, где прошли опытную эксплуатацию. Кроме того, аэросани №0203 (третьи аэросани второй серии) подверглись испытаниям по отдельной программе в особо тяжелых дорожных условиях.

К сожалению, в системе Министерства связи эксплуатация новой материальной части не была организована надлежащим образом. Большинство аэросаней «Север-2» поступило в подразделения связи, не имевшие необходимой инфраструктуры (не было соответствующего оборудования и утепленных помещений для профилактического обслуживания и ремонта). В лучшем случае аэросани попадали в примитивно оборудованные автотранспортные конторы связи, где их хранение в период навигации и в летнее время осуществлялось под открытым небом. Не всегда своевременно доставлялись авиационные ГСМ. Кроме того, большое рассредоточение машин по районам эксплуатации затрудняло их техническое сопровождение и привлечение специалистов КБ и завода-изготовителя для гарантийного обслуживания и консультаций.

Распределение аэросаней «Север-2» по управлениям связи

Управление связи

1960

1961

Всего

Хабаровское

10

10

20

Якутское

5

5

10

Томское

5

5

Тюменское

6

3

9

Архангельское

4

3

7

Свердловское

3

3

Алтайское

3

3

Иркутское

3

3

Башкирское

2

2

Магаданское

2

2

Мурманское

3

3

Вологодское

3

3

Омское

5

5

Камчатское

6

6

Амурское

2

2

Оренбургское

4

3

7

Коми АССР

5

5

Акмолинское

1

1

Кустанайское

1

1

AersPA18058.jpg AersPA18059.jpg

Аэросани «Север-2» Хабаровского управления связи.

Оглавление