![]() |
![]() |
Авария опытного образца аэросаней «Север-2», вызвавшая поломку винта. |
Модернизированные аэросани «Север-2» №0203. |
В дальнейшем были изданы распоряжения, регламентирующие распределение аэросаней по РСФСР и в Казахстане.
Большинство выпущенных заводом «Прогресс» аэросаней Министерство связи передало местным управлениям, две машины направили в один из портов на Камчатку и еще одну — на фирму Р.Е. Алексеева в Чкаловске Горьковской области.
В общей сложности завод «Прогресс» изготовил 100 аэросаней «Север-2»: по пять машин 1-й и 2-й серий и по десять машин с 3-й по 11-ю серии. Аэросани получали четырехзначные заводские номера, в которых первые две цифры обозначали серию, а две последние — порядковый номер машины в серии.
Аэросани «Север-2» направили в районы, где ранее в зимний период использование других видов наземного транспорта было невозможно. Доставка почты производилась гужевым транспортом, а также предельно изношенными аэросанями различных типов, в том числе кустарной постройки, что оказалось малорентабельным и не обеспечивало регулярность доставки почтовых отправлений.
|
Основные данные аэросаней «Север 2» |
|
|
Длина, мм |
6020 |
|
Ширина, мм |
2925 |
|
Высота мм |
3280 |
|
База лыж, мм |
3415 |
|
Колея, мм |
2500 |
|
Диаметр винта, мм |
2700 |
|
Вес конструкции, кг |
1431 |
|
Полный ходовой вес, кг |
2346 |
|
Максимальная скорость на укатанном снегу или льду, км/ч |
100 |
|
Номинальная крейсерская скорость, км/ч |
40 |
|
Запас ГСМ |
На 5 ч работы мотора |
|
Радиус поворота, м |
5,57 |
|
Тормозной путь при торможении реверсом винта на скорости 60 км/ч, м |
55 |
|
Тормозной путь при торможении реверсом винта на скорости 40 км/ч м |
35 |
|
Удельное давление на снег, кг/см2 |
0,062 |
Аэросани «Север-2» первых двух серий поступили в Комсомольскую-на-Амуре транспортную контору, где прошли опытную эксплуатацию. Кроме того, аэросани №0203 (третьи аэросани второй серии) подверглись испытаниям по отдельной программе в особо тяжелых дорожных условиях.
К сожалению, в системе Министерства связи эксплуатация новой материальной части не была организована надлежащим образом. Большинство аэросаней «Север-2» поступило в подразделения связи, не имевшие необходимой инфраструктуры (не было соответствующего оборудования и утепленных помещений для профилактического обслуживания и ремонта). В лучшем случае аэросани попадали в примитивно оборудованные автотранспортные конторы связи, где их хранение в период навигации и в летнее время осуществлялось под открытым небом. Не всегда своевременно доставлялись авиационные ГСМ. Кроме того, большое рассредоточение машин по районам эксплуатации затрудняло их техническое сопровождение и привлечение специалистов КБ и завода-изготовителя для гарантийного обслуживания и консультаций.
|
Распределение аэросаней «Север-2» по управлениям связи |
|||
|
Управление связи |
1960 |
1961 |
Всего |
|
Хабаровское |
10 |
10 |
20 |
|
Якутское |
5 |
5 |
10 |
|
Томское |
5 |
— |
5 |
|
Тюменское |
6 |
3 |
9 |
|
Архангельское |
4 |
3 |
7 |
|
Свердловское |
— |
3 |
3 |
|
Алтайское |
— |
3 |
3 |
|
Иркутское |
— |
3 |
3 |
|
Башкирское |
— |
2 |
2 |
|
Магаданское |
2 |
— |
2 |
|
Мурманское |
— |
3 |
3 |
|
Вологодское |
— |
3 |
3 |
|
Омское |
— |
5 |
5 |
|
Камчатское |
6 |
— |
6 |
|
Амурское |
2 |
— |
2 |
|
Оренбургское |
4 |
3 |
7 |
|
Коми АССР |
5 |
— |
5 |
|
Акмолинское |
— |
1 |
1 |
|
Кустанайское |
— |
1 |
1 |

Аэросани «Север-2» Хабаровского управления связи.