Аэросани конструкции ЦАГИ в Новгороде, 1926 г. | Аэросани АРХСЗО модели И-3. |
«Авиахимом» были проведены пробеги аэросаней и глиссеров. В феврале 1926 г. по инициативе этого общества был организован пробег Москва — Тверь — Вышний Волочек - Новгород - Ленинград и обратно протяженностью 1446 км. В пробеге первоначально планировалось участие 16 аэросаней и 6 полугусеничных автомобилей, однако стартовали только 13 аэросаней1. Пробег проходил в различных климатических (температура от -12° до оттепели) и дорожных условиях. Из 13 аэросаней пройти всю дистанцию смогли только девять. При этом трое аэросаней конструкции ведущих госбюджетных организаций вышли из строя и прекратили пробег в промежуточных пунктах, а аэросани АРХСЗО, несмотря на поломку рулевого управления, самостоятельно дошли до финиша в Ленинграде, что характеризует как конструкцию, так и экипажи.
Через месяц в Москве состоялись скоростные испытания аэросаней заводского изготовления и затем — пробег одних аэросаней AHT-IV серийной постройки Кольчугинского завода без пополнения топливом в пути. Старт был дан 16 марта в 17.05. 17 марта к 15.00 аэросани прибыли в Ленинград. Вес груженых аэросаней на старте составлял 1420 кг, перегрузка при этом достигала 34%. Успешный безаварийный пробег перегруженных топливом аэросаней подтвердил высокое техническое совершенство АНТ-IV.
Организованный «Осоавихимом» пробег 1927 г. проходил по кольцевому маршруту Москва — Тверь — Вышний Волочек — Валдай — Новгород — Чудово — Ленинград — Старая Ладога — Тихвин — Устюжна — Череповец — Вологда — Ярославль — Ростов — Москва и имел протяженность 2240 км. В нем принимали участие аэросани НАМИ НРБ-V и ЦАГИ AHT-IV. В Ленинграде к пробегу присоединились аэросани И-3 и «Морская Авиабаза».
Помимо аэросаней И-3 и «Морская Авиабаза», низовыми ячейками и отделениями обществ зачастую самостоятельно, в кустарных условиях, строились другие аэросани и глиссера. В частности, П.Ф. Торопов в отделении общества «Динамо» Иваново-Вознесенска сконструировал несколько аэросаней, которые принимали участие в смотрах и маневрах. Отдельные построенные на местах конструкции имели высокие эксплуатационные параметры, но некоторые образцы не обладали должным техническим совершенством, и в случае неудачи могли служить причиной разочарования энтузиастов (не всегда достаточно образованных) в собственных творческих силах.
Аэросани, принимавшие участие в пробеге 1926 г. |
||||||||
Номер аэросаней в пробеге |
Название аэросаней |
Двигатель, тип, мощность |
Тип и материал кузова |
Число мест |
Вес аэросаней с грузом |
Вес аэросаней без груза |
Организация, предоставившая аэросани на пробег |
водитель |
1 |
НРБ-II |
«Испано-Сюиза», V-образный, водяного охлаждения, 150 л.с. |
Открытый, ферменный, стальной, обшивка фанерная |
4 |
775 |
1095 |
НАМИ |
Ф.К. Король |
2 |
AHT-Vc |
«Люцифер», звездообразный, воздушного охлаждения, 100 л.с. |
Открытый, кольчугалюминиевый |
4 |
542 |
862 |
ЦАГИ |
А.Н. Туполев |
3 |
НРБ-Ill |
«Фиат», рядный, водяного охлаждения, 100 л.с. |
Открытый, деревянный |
4 |
665 |
905 |
НАМИ |
В.М. Ругг |
4 |
AHT-V |
«Фиат», рядный, водяного охлаждения, 100 л.с. |
Открытый, кольчугалюминиевый |
3 |
567 |
807 |
ЦАГИ |
А.В. Кузнецов |
5 |
АРХСЗО (И-3) |
«Сальмсон», водяного охлаждения, 150 л.с. |
Открытый, смешанной конструкции |
5 |
995 |
1395 |
Северо-Западный «Аэрорадиохим» |
Иванов |
6 |
AHT-IV |
«Люцифер», звездообразный, воздушного охлаждения, 100 л.с. |
Закрытый, кольчугалюминиевый |
4 |
620 |
940 |
«Авиахим» СССР |
И.И. Погосский |
7 |
НРБ-IV |
«Сальмсон», звездообразный, водяного охлаждения, 100 л.с. |
Открытый, деревянный |
4 |
580 |
900 |
НАМИ |
Н.Р. Бриллинг А.А. Микулин |
8 |
AHT-IV |
«Люцифер», звездобразный, воздушного охлаждения, 100 л.с. |
Закрытый, кольчугалюминиевый |
4 |
620 |
940 |
ЦАГИ |
А.А. Архангельский |
9 |
Арбес-IV |
«Фиат», рядный, водяного охлаждения, 100 л.с. |
Закрытый, ферменный, стальной, обшивка полотняная |
4 |
688 |
1008 |
ЦАГИ |
Б.С. Стечкин К.В. Минкнер |
10 |
КАС-5 |
«Анзани», воздушного охлаждения, 90 л.с. |
Открытый, деревянный |
4 |
Нет данных |
Нет данных |
НАМИ |
Д.К. Карельских |
11 |
АНТ-IIIбис |
«Хакке», звездообразный, воздушного охлаждения, 50 л.с. |
Открытый, кольчугалюминиевый |
3 |
406 |
646 |
«Авиахим» СССР |
М.М. Егоров |
12 |
AHT-VI |
«Хакке», звездообразный, воздушного охлаждения, 50 л.с. |
Открытый, кольчугалюминиевый |
3 |
Нет данных |
Нет данных |
ЦАГИ |
Е.И. Погосский |
13 |
АНТ-Iбис |
Анзани, звездообразный, воздушного охлаждения, 38 л.с. |
Открытый, кольчугалюминиевый |
2 |
282 |
442 |
ЦАГИ |
А.В. Петляков |
1 ГАРФ: ф.9402, оп. 1, д. 32, л. 4.