Оглавление

Aerosan2004.jpg Aerosan2005.jpg
Аэросани конструкции ЦАГИ в Новгороде, 1926 г. Аэросани АРХСЗО модели И-3.

«Авиахимом» были проведены пробеги аэросаней и глиссеров. В феврале 1926 г. по инициативе этого общества был организован пробег Москва — Тверь — Вышний Волочек - Новгород - Ленинград и обратно протяженностью 1446 км. В пробеге первоначально планировалось участие 16 аэросаней и 6 полугусеничных автомобилей, однако стартовали только 13 аэросаней1. Пробег проходил в различных климатических (температура от -12° до оттепели) и дорожных условиях. Из 13 аэросаней пройти всю дистанцию смогли только девять. При этом трое аэросаней конструкции ведущих госбюджетных организаций вышли из строя и прекратили пробег в промежуточных пунктах, а аэросани АРХСЗО, несмотря на поломку рулевого управления, самостоятельно дошли до финиша в Ленинграде, что характеризует как конструкцию, так и экипажи.

Через месяц в Москве состоялись скоростные испытания аэросаней заводского изготовления и затем — пробег одних аэросаней AHT-IV серийной постройки Кольчугинского завода без пополнения топливом в пути. Старт был дан 16 марта в 17.05. 17 марта к 15.00 аэросани прибыли в Ленинград. Вес груженых аэросаней на старте составлял 1420 кг, перегрузка при этом достигала 34%. Успешный безаварийный пробег перегруженных топливом аэросаней подтвердил высокое техническое совершенство АНТ-IV.

Организованный «Осоавихимом» пробег 1927 г. проходил по кольцевому маршруту Москва — Тверь — Вышний Волочек — Валдай — Новгород — Чудово — Ленинград — Старая Ладога — Тихвин — Устюжна — Череповец — Вологда — Ярославль — Ростов — Москва и имел протяженность 2240 км. В нем принимали участие аэросани НАМИ НРБ-V и ЦАГИ AHT-IV. В Ленинграде к пробегу присоединились аэросани И-3 и «Морская Авиабаза».

Помимо аэросаней И-3 и «Морская Авиабаза», низовыми ячейками и отделениями обществ зачастую самостоятельно, в кустарных условиях, строились другие аэросани и глиссера. В частности, П.Ф. Торопов в отделении общества «Динамо» Иваново-Вознесенска сконструировал несколько аэросаней, которые принимали участие в смотрах и маневрах. Отдельные построенные на местах конструкции имели высокие эксплуатационные параметры, но некоторые образцы не обладали должным техническим совершенством, и в случае неудачи могли служить причиной разочарования энтузиастов (не всегда достаточно образованных) в собственных творческих силах.

Аэросани, принимавшие участие в пробеге 1926 г.

Номер аэросаней в пробеге

Название аэросаней

Двигатель, тип, мощность

Тип и материал кузова

Число мест

Вес аэросаней с грузом

Вес аэросаней без груза

Организация, предоставившая аэросани на пробег

водитель

1

НРБ-II

«Испано-Сюиза», V-образный, водяного охлаждения, 150 л.с.

Открытый, ферменный, стальной, обшивка фанерная

4

775

1095

НАМИ

Ф.К. Король

2

AHT-Vc

«Люцифер», звездообразный, воздушного охлаждения, 100 л.с.

Открытый, кольчугалюминиевый

4

542

862

ЦАГИ

А.Н. Туполев

3

НРБ-Ill

«Фиат», рядный, водяного охлаждения, 100 л.с.

Открытый, деревянный

4

665

905

НАМИ

В.М. Ругг

4

AHT-V

«Фиат», рядный, водяного охлаждения, 100 л.с.

Открытый, кольчугалюминиевый

3

567

807

ЦАГИ

А.В. Кузнецов

5

АРХСЗО  (И-3)

«Сальмсон», водяного охлаждения, 150 л.с.

Открытый, смешанной конструкции

5

995

1395

Северо-Западный «Аэрорадиохим»

Иванов

6

AHT-IV

«Люцифер», звездообразный, воздушного охлаждения, 100 л.с.

Закрытый, кольчугалюминиевый

4

620

940

«Авиахим» СССР

И.И. Погосский

7

НРБ-IV

«Сальмсон», звездообразный, водяного охлаждения, 100 л.с.

Открытый, деревянный

4

580

900

НАМИ

Н.Р. Бриллинг А.А. Микулин

8

AHT-IV

«Люцифер», звездобразный, воздушного охлаждения, 100 л.с.

Закрытый, кольчугалюминиевый

4

620

940

ЦАГИ

А.А. Архангельский

9

Арбес-IV

«Фиат», рядный, водяного охлаждения, 100 л.с.

Закрытый, ферменный, стальной, обшивка полотняная

4

688

1008

ЦАГИ

Б.С. Стечкин К.В. Минкнер

10

КАС-5

«Анзани», воздушного охлаждения, 90 л.с.

Открытый, деревянный

4

Нет данных

Нет данных

НАМИ

Д.К. Карельских

11

АНТ-IIIбис

«Хакке», звездообразный, воздушного охлаждения, 50 л.с.

Открытый, кольчугалюминиевый

3

406

646

«Авиахим» СССР

М.М. Егоров

12

AHT-VI

«Хакке», звездообразный, воздушного охлаждения, 50 л.с.

Открытый, кольчугалюминиевый

3

Нет данных

Нет данных

ЦАГИ

Е.И. Погосский

13

АНТ-Iбис

Анзани, звездообразный, воздушного охлаждения, 38 л.с.

Открытый, кольчугалюминиевый

2

282

442

ЦАГИ

А.В. Петляков


1 ГАРФ: ф.9402, оп. 1, д. 32, л. 4.

Оглавление