ТРАНСПОРТ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ПРОСТОРОВ
Александр Кириндас
Использованы иллюстративные и документальные материалы ГАРФ, РГВА, РГАКФД, РГАСПИ, РГАЭ, НММ Н.Е. Жуковского и частных коллекций.
После окончания Гражданской войны страна практически лежала в руинах. Была разрушена промышленность и система образования, потеряны промышленно и культурно развитые территории. Советским правительством был взят курс на переход от политики военного коммунизма к НЭПу с целью восстановления разрушенной экономики. Одновременно началась работа среди молодежи с целью подготовки новых советских кадров. Данную задачу стали выполнять разнообразные формально независимые оборонно-спортивные и технические общества, которые сыграли важную роль в развитии вездеходного транспорта.
Слет 1933 г. Слева направо: трое аэросаней АНТ, на которых прибыли в Москву выпускники ленинградского комбината, аэросани «Пермский авиатехник», аэросани Энгельской военной школы летчиков, различные полугусеничные автомобили.
КРЕПИМ ОБОРОНУ СССР
Пионером среди таких организаций стало Военно-научное общество (ВНО), которое было образовано 13 октября 1920 г. при Военной академии РККА по инициативе академической фракции РКП(б). Официальной его целью являлось укрепление обороноспособности страны, содействие Красной Армии в подготовке кадров. Первоначально деятельность ВНО была ограничена лишь средой военнослужащих, для чего имелись отделения при военно-учебных заведениях, сеть военно-научных кружков в частях и соединениях. В дальнейшей ВНО стало распространять свою деятельность не только на военнослужащих, но и на другие категории населения. В этой связи в 1926 г. ВНО было преобразовано в Общество содействия обороне (ОСО).
Пролетарское спортивное общество «Динамо» появилось в мае 1923 г. по инициативе Ф.Э. Дзержинского. 13 октября 1923 г. создан Центральный совет, а к 1 января 1924 г. образованы региональные общества — Московское, Ленинградское, Пензенское, Рязанское. Постепенно сфера деятельности «Динамо» расширялась, и появились новые региональные отделения. Все местные отделения общества подчинялись непосредственно Центральному совету, работали по его директивам и отчитывались перед ним. К 1931 г. в ведении общества находились стадионы, водная станция в Москве, стрельбища. Позднее формировались аэроклубы и технические секции. Деятельность ВНО и «Динамо» была ориентирована в первую очередь на подготовку кадров для курировавших их работу военного и чекистского ведомств.
Весной 1923 г. было организовано Общество друзей Воздушного Флота (ОДВФ), чья деятельность уже изначально не ограничивалась лишь средой военнослужащих. Финансирование ОДВФ осуществлялось за счет добровольных пожертвований граждан. В 1925 г. ОДВФ было слито с Обществом друзей химической обороны («Доброхим» был организован в 1924 г.) в «Авиахим»; к этому моменту капитал общества превышал 4,5 млн. руб. золотом.
В начале 1927 г. состоялось слияние ОСО и «Авиахим» в «Осоавиахим». Обществами проводилась агитационно-массовая работа на местах (лекции, митинги), координировалось техническое творчество, организовывались слеты и мероприятия.
Аэросани AHT-VI в ходе пробега 1926 г.
Аэросани конструкции НАМИ, участвовавшие в пробеге 1926 г.