Оглавление

Первый полет истребителя F-15 (№76-0086) с подвешенной к нему противоспутниковой ракетой, оснащенной как штатными, так и макетными элементами, состоялся 20 декабря 1982 г. на базе Эдвардс. Подготовка самолета для испытаний заключалась в замене находившегося на его борту барабана с боеприпасами для пушки М61 «Vulcan» на сосуд с жидким гелием для поддержания ИК-ГСН боевой ступени в охлажденном состоянии и магнитофон для записи параметров полета. Всего до сентября 1985 г. было выполнено 35 (вместо изначально запланированных 45) полетов самолета без запуска ракеты. Целью этих испытаний являлось изучение совместимости ракеты и самолета-носителя, моделирование условий выполнения боевой задачи, а также оценка возможностей и характеристик компонентов ракеты и MHV. В итоге было продемонстрировано, что самолет-носитель может безопасно совершать такие полеты в различных условиях.

Тем временем, ввиду обозначившегося отставания от ранее намеченных сроков, в начале 1983 г. Главное финансовое управление потребовало от министерства обороны переоценки программы разработки и закупок ASAT, которая становилась все более сложной и дорогой. Начинали высказываться опасения, что стоимость программы значительно превысит заявленные к тому времени 3,6 млрд. долл. и достигнет нескольких десятков млрд. долл.

Впрочем, уже в марте 1983 г., после объявления президентом США программы Стратегической оборонной инициативы («Звездных войн»), отношение к ASAT начало изменяться в сторону придания ей статуса приоритетной разработки в области противоспутниковой обороны.

Первый испытательный пуск ракеты, оснащенной макетом боевой ступени, состоялся 21 января 1984 г. После взлета с авиабазы Эдварде F-15 вышел в район над полигоном вблизи побережья Калифорнии и в 10.15 по местному времени осуществил пуск ракеты. Полет ракеты продолжался около 10 мин и фиксировался наземными РЛС и оптическими системами.

ASAT014.jpg

F-15 с ракетой ASAT в полете.

ASAT015.jpg

Отделение ракеты ASAT от F-15.

При этом была выполнена проверка системы сброса ракеты, оценена работоспособность ее двигательных установок, системы наведения ракеты, системы раскрутки и отделения макета боевой ступени.

Проведя анализ результатов, полученных в процессе испытания, в августе 1984 г. руководство ВВС США сообщило Конгрессу о том, что все технические проблемы, вызвавшие отставание работ от намеченного графика на 1,5 года и касавшиеся, в основном, электрического и механического оборудования ракеты и самолета-носителя, были устранены. Тогда же с целью снижения технического риска было решено уменьшить количество серийных ракет в двух первых партиях, а серийное производство планировалось развернуть лишь после завершения программы испытаний.

Второе испытание ASAT, в процессе которого на ракете был впервые установлен штатный образец MHV, было проведено 13 ноября 1984 г. Его целью стала демонстрация способности ИК-ГСН MHV захватывать и сопровождать объект, находящийся в космосе (в качестве такого объекта выбрали одну из звезд). После анализа полученных материалов результат испытания был квалифицирован как «поражение цели» на дальности около 800 км, а полученная информация позволяла приступить к испытаниям по перехвату спутников-мишеней.

Однако спустя год в прессе появились сообщения о том, что входе испытания произошли неполадки, в частности, в механизме отключения криогенной системы охлаждения: непосредственно перед отделением MHV от второй ступени не отделились должным образом трубопроводы подачи жидкого гелия. Проведенные для изучения этой неисправности наземные испытания позволили определить, что она стала результатом нарушения инструкции при подготовке к полету. Для устранения возможности повторения этого в конструкцию MHV внесли ряд изменений.

О том, что в третьем испытании ASAT ракета будет запускаться по мишени, в качестве которой предполагалось использовать ITV, официальными представителями министерства обороны США было заявлено еще в начале 1984 г. Впрочем, сложившееся к тому времени осознание угрозы, которую начала представлять для международной безопасности система ASAT, породило ей широкую оппозицию. В развернувшейся борьбе мнений по вопросу проведения дальнейших работ по этой программе важную роль сыграл объявленный СССР 18 августа 1983 г. односторонний мораторий на вывод в космос противоспутникового оружия.

В результате, на следующий 1984 ф.г. конгресс США принял поправку сенатора П. Тсонгенса, запретившую проведение испытаний ASAT по объектам в космосе. Спустя год, при рассмотрении планов на 1985 ф.г., руководство США оказало максимальное давление на конгресс. В результате там пошли на уступки, разрешив проведение не более трех испытаний ASAT по мишеням в космосе. В то же время директива конгресса заморозила до 1 марта 1985 г. фонды, выделенные на эту программу на 1985 г. для проведения испытаний с использованием спутников-мишеней.

Одновременно разрешение на проведение испытаний ASAT было оговорено выполнением руководством США ряда условий. В их числе значились: получение от конгресса разрешения на испытание только после того, как президент США за 15 дней до намеченной даты представит свидетельства, подтверждающие попытки проведения соответствующих переговоров с СССР, необходимость данного испытания для целей национальной безопасности и его соответствие существующим соглашениям по контролю за вооружениями.

В итоге, в соответствии с принятой процедурой, в мае 1985 г. сенат США санкционировал проведение в конце июля первого испытания по перехвату спутника-мишени, о чем 15 мая сообщила «Нью-Йорк таймс».

Однако подготовка к первому реальному испытанию ASAT развернулась в крайне сложной обстановке. В начале лета 1985 г. ВВС США по указанию зам. министра ВВС по НИОКР Э. Олдриджа приступили к изучению вопроса об эффективности системы ASAT в связи с началом в рамках программы «Звездных войн» работ по созданию новых противоспутниковых средств, в первую очередь, лазерных. К тому времени большинство руководящих чинов ВВС отказалось от поддержки ASAT, из-за того, что эта система не могла поражать маневрирующие спутники. Поэтому основной целью нового рассмотрения являлось желание «не теряя лица отказаться от этого оружия», тем более что полная стоимость программы уже вдвое превысила первоначальные оценки Министерства обороны и достигла 4,08 млрд. долл.

Оглавление