Оглавление

14 июня 1985 г. Главное финансовое управление опубликовало доклад о состоянии программы ASAT, где было отмечено, что специальная группа ВВС определила 30 технических проблем и неполадок в системе. 14 из них были связаны со спутником-мишенью, а 16 — с ракетой. В первую очередь отмечались неполадки, связанные с двигателями маневрирования, твердотопливные заряды которых оказались подвержены растрескиванию под влиянием факторов окружающей среды, в том числе из-за низкой температуры. В результате, испытание по уничтожению реальной цели в космосе перенесли на несколько месяцев.

Наконец, 20 августа 1985 г. было объявлено о предстоящем в ближайшие недели испытании ASAT с перехватом мишени. Но к тому времени так и не удалось устранить ряд проблем, связанных с мишенями ITV, в частности, в их аппаратуре связи. Однако, ввиду того что объявленное испытание стало приобретать особое военное и политическое значение, в качестве мишени было предложено использовать один из уже находящихся на орбите американских спутников. Ведь отказ от проведения или перенос на более поздние сроки испытания мог сказаться на темпах создания по программе «Звездных войн» ряда элементов будущей системы ПРО, включая миниатюрные датчики и БЦВМ. К тому же, на ноябрь была запланирована встреча в Женеве руководителей СССР и США.

Изучение возможных вариантов проведения испытания показало, что наилучшим решением станет использование в качестве мишени спутника Р-78-1 «Solarwind». Это был спутник гамма-лучевой спектроскопии, выведенный 24 февраля 1979 г. на начальную орбиту высотой 563—602 км и наклонением 97,6—97,7 град. Его масса составляла 878 кг, длина — 3,4 м, диаметр — 2,1м. Изначально «Solarwind» был рассчитан на эксплуатацию в течение одного года, однако в 1985 г. ряд его элементов еще работал, в частности, спектрометр гамма-лучей. Это позволяло рассчитывать на получение от него информации до 1987 г. Однако летом 1985 г. подобные соображения перевесила потенциальная ценность «Solarwind» как мишени для испытания ASAT.

ASAT016.jpg ASAT017.jpg
Внешний вид спутника Р-78-1 «Solarwind». Траектория спутника «Solarwind» в процессе его перехвата ракетой ASAT.
 

Оценку условий проведения этого испытания выполнили исходя из того, что в назначенное время «Solarwind» должен был освещаться солнцем и иметь достаточно теплую поверхность. Высота орбиты спутника в вероятное время перехвата составляла 530 км. Поскольку спутник не имел приборов для измерения промаха, в процессе испытания могло быть зарегистрировано только прямое попадание.

Днем 13 сентября 1985 г. оснащенный противоспутниковой ракетой массой 1226 кг F-15, получивший обозначение «Selestial Eagle», взлетел с базы Эдварде. Самолет пилотировал майор Гилберт Пирсон, возглавлявший сводную группу по испытаниям ASAT.

Полет происходил без получения каких-либо целеуказаний от наземных РЛС, вся необходимая информация обеспечивалась программами, заложенными в ЭВМ самолета и данными, поступающими от ракеты. В процессе всего полета «Selestial Eagle» сопровождался двумя истребителями (F-15 и F-4), обеспечивавшими кино- и фотосъемку пуска ракеты.

Достигнув высоты 11,9—12 км, «Selestial Eagle» в течение некоторого времени совершал полет со скоростью, соответствующей М=0,85, для получения исходной навигационной информации. После вывода самолета в конечную опорную точку бортовая ЭВМ сформировала команду на его снижение до 9150 м. Далее ЭВМ вычислила точку начала набора самолетом высоты. За 19—20 с до момента пуска ракеты Пирсон перевел самолет в набор высоты под углом 60—65° со скоростью, соответствующей М=1,22, и перегрузкой 3,8 единиц, двигаясь к расчетной точке пуска ракеты, находившейся на высоте 11580 м. К этому времени с ракетой были выполнены все необходимые предстартовые операции по подготовке к пуску.

Пуск ракеты был произведен при скорости немного меньшей М=1 на расстоянии 320 км от побережья Калифорнии. В момент пуска, в 12.34 по местному времени, истребитель находился на 55 м правее и на 25 м выше расчетной точки. В 12.40, в точном соответствии с программой, «Solarwind» был разрушен прямым попаданием MHV. После этого самолет пошел на посадку. Продолжительность его полета составила около 1,5 ч.

Разрушение спутника было подтверждено как данными, полученными от наземных станций слежения системы «Spasetrack», так и одновременным прекращением передачи телеметрической информации со спутника и от MHV. В сделанном в тот же день заявлении министра обороны США успешное испытание ASAT было названо «большим шагом вперед на пути создания эффективного противоспутникового оружия». В свою очередь, представители ВВС сообщили, что в том случае, если шесть предстоящих испытаний с перехватами космических целей окажутся успешными, то система ASAT будет принята на вооружение.

Одновременно было сообщено и о принятии решения о введении в конструкцию MHV ряда усовершенствований:
- увеличение продолжительности времени, в течение которого в блоке бортовых датчиков будет поддерживаться вакуум;
- замена в памяти процессора снятых с производства устаревших интегральных схем, рассчитанных на напряжение 10 В, схемами на 5 В;
- снятие ряда элементов контрольного оборудования;
- увеличение емкости памяти в системе наведения с целью введения в нее диагностических программ.

Общая стоимость работ по этим усовершенствованиям оценивалась в 37,1 млн. долл.

По планам ВВС, в 1986 г. намечалось провести еще два испытания, на этот раз с перехватом мишеней ITV. С этой целью 12 декабря 1985 г. ракетой-носителем «Scout», стартовавшей с полигона NASA на острове Уоллопс, были выведены на эллиптические орбиты два спутника-мишени (параметры орбиты первого 315—772 км, второго — 319—768 км, наклонение — 37,05°). Подобное наклонение орбит ITV было выбрано для того, чтобы движение мишеней происходило по направлению от станции слежения на Гавайских островах к авиабазе Эдварде.

Перед запуском на орбиту первых спутников-мишеней участники разработки ASAT достаточно долго обсуждали то, каким образом должны были проводиться испытания системы. Основная сложность заключалась в том, чтобы вписаться в цикл боевой работы системы. Требовалось, чтобы сигнал о начале наддува и нагрева ITV подавался в тот момент, когда мишень оказывалась над Гавайями. К этому времени самолет с подготовленной к пуску противоспутниковой ракетой должен был находиться в готовности к взлету на базе Эдварде, а пуск ракеты — выполняться над Тихим океаном, недалеко от берега Калифорнии.

После подачи команды на начало работы газогенератора ITV должно было пройти несколько минут, чтобы проверить, что мишень приведена в требуемое состояние. Через десять минут после этого мишень достигала побережья Калифорнии. За столь короткий срок требовалось ввести исходные данные в ЭВМ истребителя F-15 и направить его к точке пуска ракеты.

Оглавление