Оглавление

WarjagS002.jpg

"Варяг" на заводе Крампа.

Пароход в период войны занимался перевозкой войск и боеприпасов для частей Красной Армии. Драматические события развернулись в сентябре 1918 году, когда началось наступление белогвардейцев и японцев на Благовещенск. Части Красной Армии оказались в окружении. Командование приняло решение прорвать кольцо противника и уйти в горы. "Варяг", имея на борту много раненых, поднял флаг Красного Креста и двинулся вверх по реке, пытаясь выйти из окружения. Несмотря на поднятый флаг, японцы начали обстрел парохода.

Попытка прорыва не удалась. "Варяг" после неравного боя вынужден был отступить и уйти к китайскому берегу, где впоследствии он был захвачен китайцами и передан белым. Дальнейшая судьба парохода затерялась в дыму истории.

С тех пор великие перемены произошли в судьбе нашей Родины. В бурях революционных, боевых и трудовых событий подвиг "Варяга" несколько подзабылся. Уходили из жизни люди, старели и ветшали корабли, и постепенно канули в лету суда с именем "Варяг". В 30-х годах это имя уже больше не появлялось на бортах судов. Увы, коротка человеческая память.

А как сложилась судьба самого "Варяга"? Крейсер после гибели вскоре был поднят японцами и до 1916 года служил в японском флоте в качестве учебного корабля под именем "Соя". Надо отдать должное бывшему нашему противнику, они умели ценить не только мужество своих героев, но и свято чтили геройские подвиги своего противника. Много раз крейсер "Соя" бывал в порту Чемульпо, и каждый раз, проходя мимо угрюмых скал острова Йодольми, корабль останавливался и отдавал воинские почести русским героям "Варяга", навечно уснувшим здесь много лет назад. И трудно переоценить тот нравственный урок, который получали кадеты, отдавая дань уважения недавнему противнику.

Оглавление