Оглавление

А теперь обратимся к описанию заключительного этапа маневра 1-го отряда по сведениям других участников Цусимского боя. В их донесениях и показаниях говорится о неожиданных и опасных маневрах японских броненосцев. Например, лейтенант Якушев в своих заметках указывает: "Мы еще шли в две кильватерные линии... Расстояние между эскадрами уменьшается до 40 кабельтов, японцы уже слева. Напряжение чрезвычайное".

Когда японцы повернули на контркурс, флагман русской эскадры предпринимает ответный маневр. Об этом в вахтенном журнале крейсера "Изумруд", с согласия всех офицеров корабля, записано следующее: "1 час 45 минут ... Первый броненосный отряд, видя, что неприятель склоняется на контр-курс, переходя на нашу левую сторону, повернул вдруг вправо на 8 R, не дойдя до линии 2-го и 3-го броненосных отрядов"21. Такие же данные имеются и в донесениях офицеров 1-го и 2-го отрядов капитанов 1 ранга Родионова и Озерова, капитана 2 ранга Шведе и лейтенантов Овандера и Рихтера22. Судя по донесениям, поворот осуществлялся не "все вдруг", а последовательно.

Маневр свидетельствовал, что 1-й отряд не успел выйти в голову левой колонны и вынужден лечь на параллельный курс. Русская эскадра осталась по-прежнему в двух кильватерных колоннах и в таком построении вынуждена была вступить в бой.

Следующий маневр японцев поворотом на 16 румбов влево с курса SW-56° на курс NO-67° (почти параллельно русской эскадре) заставил 3. П. Рожественского в 1 час 49 минут поспешить с открытием огня.

Первый орудийный выстрел с "Суворова" запечатлел в памяти участников Цусимского боя важные детали взаимного положения кораблей 1-го и 2-го отрядов. Наиболее ценные сведения содержатся на чертеже № 6, приложенном к рапорту командира миноносца "Бравый" лейтенанта Дурново главнокомандующему всеми сухопутными и морскими силами, действующими против Японии.

Значение документов, представленных с миноносца "Бравый" (вахтенного журнала, рапорта командира и чертежей), как объективных источников информации о Цусимском бое исключительно велико. Дело в том, что 3. П. Рожественский, давая показания следственной комиссии, усомнился в объективности донесений офицеров русской эскадры. Они, по его мнению, составляли донесения, базируясь на материалах рапорта японского адмирала Того, опубликованного в середине июня 1905 года. Документы миноносца "Бравый" представлены на месяц раньше, и их авторы никакому внешнему воздействию не подвергались. В составлении документов принимали участие спасенные миноносцем офицеры, матросы и старшины броненосца "Ослябя", на глазах которых происходили роковые события.

На чертеже № 6 зафиксировано, что в начале боя (1 час 49 минут) на правом траверзе флагмана 2-го отряда "Ослябя" находился броненосец "Бородино"— третий мателот 1-го отряда.

Перечисление первичных документальных источников, подтверждающих этот факт, мы опускаем, сошлемся только на научно-справочные издания — Советскую военную энциклопедию и Описание военных действий на море24.

Следовательно, в начале боя два броненосца 1-го отряда, "Бородино" и "Орел", не могли участвовать в открытии огня, так как были закрыты от противника кораблями 2-го отряда.

С помощью чертежа № 6, приняв за исходное удаление крейсеров "Жемчуг" и "Изумруд" и миноносцев от ближайшей линии броненосцев — 8-10 кабельтов (донесение командира "Бравого"), определим расстояние между колоннами броненосцев — 3,5 кабельтова.

Оглавление