Оглавление

ManevrTs005.jpg

Адмирал Того с группой офицеров на броненосце "Миказа".

Видя это, командующий эскадрой приказал 2-му и 3-му отрядам изменить свой курс и вступить в кильватер 1-го отряда.

Описывая выполнение маневра 2-м и 3-м отрядами, 3.П. Рожественский идет на второе принципиальное признание о том, что броненосец "Ослябя", а за ним и вся левая колонна при маневрировании уменьшили ход, "что не могло быть замечено с "Суворова"17.

Признания адмирала оказались неполными и недолговечными. В показании, данном следственной комиссии, он изменил их до неузнаваемости. Судя по его словам, "Орел" не успел занять своего места в строю не по причине несовершенства самого маневра, а потому что оттянул по собственной вине или по вине третьего мателота — броненосца "Бородино". Маневр броненосца "Ослябя" возник не от вынужденного уменьшения хода, а оттого что в момент выхода "Суворова" на курс левой колонны "Ослябя" находился не на створе мачт "Суворова", а на 10—15 сажен левее18. Капитан 2 ранга Семенов в показании той же следственной комиссии пояснил, что "Ослябя" вступал в кильватер "Орлу" "как корабль, случайно вышедший из строя и вновь занимающий свое место"19.

Так совместными усилиями 3.П. Рожественского и В.И. Семенова был сведен на нет вопрос о вынужденном уменьшении хода кораблями 2-го и 3-го отрядов. Что же касается запаздывания броненосца "Орел", то оно, по оценке адмирала, не имело решающего значения, так как другие 11 броненосцев эскадры были своевременно введены в бой.

Оглавление