Оглавление

Офицеры штаба эскадры капитан 1 ранга Клапье-де-Колонг, полковник Филипповский, лейтенант Кржижановский и мичман Демчинский, офицеры броненосца "Орел" лейтенант Славинский и мичман Туманов в своих донесениях указывают, что 1-й отряд повернул на 4 R (румба) влево. Командир крейсера "Изумруд" капитан 2 ранга Ферзен и командир миноносца "Быстрый" лейтенант Рихтер указали соответственно 8 R и 2 R влево. Вице-адмирал 3.П. Рожественский, не называя угла поворота, утверждает, что курс отряда был Nord (0°)12

Сложность ситуации не позволила нам самостоятельно решить задачу. Мы обратились к капитану 1 ранга А. В. Галичскому, который преподает курс маневрирования кораблей в Высших специальных офицерских классах. Его заключение таково: маневр поворотом на 4 R влево в данных условия невыполним. Маневрирующий не может занять позицию в голове левой колонны. Наиболее вероятным был маневр с поворотом на 2 R влево (курс 0).

В донесениях упомянутых выше офицеров говорится, что скорость кораблей 1-го отряда при маневре составляла 11 узлов. Причем сигнал о назначенном ходе был показан флагами и продублирован семафором. Командующий эскадрой, по-видимому, стремился предупредить значительное резкое увеличение хода, опасаясь за сохранность машин.

В показаниях следственной комиссии по Цусимскому бою вице-адмирал 3.П. Рожественский, пытаясь количественно обосновать свое утверждение о своевременности выхода 1-го отряда в огневую позицию, использует в расчетах значение скорости хода — 11,25 узлов. Увеличение скорости хода на 0,25 узла в незначительной мере способствовало получению при расчетах нужного результата. Ради этого Рожественский проявляет столь скрупулезное отношение к скорости броненосцев. В то же время в служебных рапортах и публичных выступлениях он не затрагивает вопроса о том, какой ход могли развить новые броненосцы в бою. Только по требованию следственной комиссии Рожественский назвал эту величину — 13,5 узлов13.

Другие офицеры эскадры дали следующие оценки:
— флагманский механик полковник Обнорский — 17 узлов "без вреда для механизмов";
— старший офицер броненосца "Орел" капитан 2 ранга Шведе — 15—16 узлов;
— корабельный инженер того же броненосца В. П. Костенко — 16—16,5 узлов, он же для "Бородино" указал — 15—16 узлов14.

Таким образом, 1-й отряд русских броненосцев, действуя самостоятельно, мог заметно увеличить скорость хода. Ожидаемые последствия такого решения будут рассмотрены ниже.

3.3. Описание маневра и анализ его результатов. В первом рапорте морскому министру 3.П. Рожественский представляет маневр 1-го отряда как простое, элементарное событие. Маневр начался и завершился успешно, не вызвав никаких тревог и волнений у флагмана. Совершенно иное настроение было на кораблях. Старший штурманский офицер броненосца береговой обороны "Адмирал Сенявин" лейтенант Якушев, характеризуя обстановку на момент принятия решения командующим эскадрой о маневре 1-го отряда, пишет: "Мы в самый последний момент начинаем перестраиваться из одного строя в другой, производя тем замешательство и не зная, как же, наконец, хочет адмирал построить свою эскадру и успеем ли мы прийти в порядке, так как неприятель уже почти по носу" .

Другие участники Цусимского боя докладывали почти то же.

Под влиянием правдивых донесений и острой критики в печати 3.П. Рожественский был вынужден упрощенное и неверное описание маневра 1-го отряда пересмотреть. Во втором рапорте морскому министру он делает важнейшее признание, что русская эскадра к моменту первого выстрела не успела перестроиться на боевом курсе. "Судя по позднейшим показаниям некоторых офицеров, — докладывает адмирал, — только три корабля 1-го отряда вытянулись перед броненосцем "Ослябя"; четвертый броненосец, "Орел", еще только выравнивался в это время с "Ослябя"16 .

Оглавление