Броненосец "Асахи" в море.
3. Маневр русской эскадры в огневые позиции
Сущность маневра русской эскадры, как уже указывалось выше, состояла в том, чтобы 1-й отряд, составляющий правую колонну, занял место в голове левой колонны и с этой огневой позиции вместе со 2-м и 3-м отрядами вступил в бой с противником.
Возможность своевременного выполнения маневра зависела от строя эскадры, времени (продолжительности) маневра, курса и скорости кораблей 1-го отряда при маневре.
3.1. Строй русской эскадры до маневра. В предыдущей статье мы писали, что до визуального контакта с противником русская эскадра следовала в двух кильватерных колоннах, расстояние между колоннами по нашей оценке составляло 14,3 кабельтовых (обоснование этой величины будет дано ниже).
Правая колонна шла впереди так, что ее концевой броненосец "Орел" находился на траверзе головного левой колонны "Ослябя". Сведения об этом имеются в вахтенных журналах крейсеров "Олег", "Аврора" и "Изумруд" . Делая записи в журналах, вахтенные начальники и вышестоящие командиры кораблей придавали большое значение выдвинутому положению 1-го отряда.
Видимо, такими же соображениями руководствовались офицеры русской эскадры, составляя служебные донесения о Цусимском бое со сведениями такими же, как и в вахтенных журналах, — командир и старший офицер крейсера "Олег" капитан 1 ранга Добротворский и капитан 2 ранга Посохов, командир крейсера "Изумруд" капитан 2 ранга Ферзен, старший офицер броненосца "Орел" капитан 2 ранга Шведе и офицеры корабля — лейтенант Славинский и мичман Щербачев, командир миноносца "Быстрый" лейтенант Рихтер, лейтенанты Максимов и Таубе, мичман Марков с броненосцев "Адмирал Ушаков", "Генерал-адмирал Апраксин" и "Адмирал Сенявин"9.