Оглавление

EndImpMa002.jpg

Продольный разрез в районе первой башни главного калибра линейного корабля «Императрица Мария»: 1 - баня команды; 2 - зарядное отделение; 3 - помещение турбогенераторов; 4 - погреба 130-мм орудий; 5 -помещение мокрой провизии; 6 - пороховые погреба 305-мм орудий; 7 - снарядные погреба 305-мм орудий; 8 - погреб 75-мм орудий; 9 - помещение подводных торпедных аппаратов; 10- боевой пост.

Оптимальной для хранения пороха считалась температура 30 градусов. На «Императрице Марии» температура в погребах, по данным комиссии, была весьма умеренной и лишь один раз поднялась до 36 градусов от нагревания килевой балки. Конечно, для возникновения процесса саморазложения этого недостаточно, но, принимая во внимание дату изготовления пороха (1914-1915 г.г.), указанный процесс мог начаться и раньше, в процессе изготовления пороха, то есть еще до его попадания на корабль. И в дальнейшем оказалось достаточно небольшого повышения температуры, чтобы произошла катастрофа. С учетом опыта расследования причин гибели кораблей иностранных флотов представляется возможным выдвинуть версию о том, что самовозгорание пороха на линкоре «Императрица Мария» произошло по причине его некачественного изготовления. Об этом, в частности, свидетельствуют показания на допросе адмирала А.В. Колчака [12]. Тем более, что иногда процессы разложения в порохах вполне могут протекать скрытно, без видимых признаков, после чего следует либо возгорание, либо взрыв. Опыт неудачного применения отдельных стабилизаторов, маскировавших истинное состояние пороха при проверках, а также вскрытые в других флотах факты использования недоброкачественных материалов в военное время для изготовления пороха свидетельствуют в пользу возможности подобного явления и на «Императрице Марии».

Весомым доводом в пользу версии о самовозгорании пороха являются недостатки в конструкции артиллерийских погребов, выявленные в результате экспертизы по электромеханической и артиллерийской частям корабля. Наиболее существенными из них являлись следующие:

1. Между вторым дном корабля и неизолированной палубой нижних зарядных погребов проходили горячие трубы продувания шпилей и рефрижераторной машины, магистрали продувания котельной воды, магистрали подачи свежего пара в хлебопекарню и, наконец, магистрали продувания нефти. В отделениях киль-балки, кроме того, были устроены системы продувания вспомогательных механизмов и спуска горячей воды, повышавшие температуру до 70 градусов.

2. Изоляция погребов от влияния высокой температуры соседних помещений являлась неудовлетворительной, особенно тех частей, которые располагались непосредственно под стеллажами пороха.

Оглавление