Оглавление

Drednout015.jpgDrednout016.jpg

Боковой вид корабля и вид сверху. 1910 г.

Фок-мачта первоначально планировалась главным образом лишь как устойчивый корректировочный пост для артиллеристов. Сделав ее треногой, проектировщики вполне могли надеяться на ее устойчивость. Такую мачту почти невозможно сбить: снаряды свободно пролетали между ее опорами, в самом худшем случае могла быть сбита только одна стойка. Однако затем условия изменились: необходимость оперирования с тяжелыми паровыми катерами и шлюпками, размещенными на средней надстройке, заставили передвинуть мачту дальше в корму, отнеся ее за переднюю дымовую трубу. Опорные стойки, чтобы они не мешали действию главного шлюпочного крана, пришлось переориентировать вперед. В результате дым из передней трубы при движении судна почти всегда плотно окутывал фор-марс, а раскаленные газы из топок так нагревали мачту у среза трубы, что попасть на марс или спуститься с него по внутреннему трапу было совершенно невозможно.

Небольшая тренога в корме между башнями первоначально планировалась как запасной корректировочный пост, но из-за своей небольшой высоты на деле явилась лишь обузой, и на последующих линкорах повторена не была. В 1911 году ее окончательно переделали в прожекторную площадку.

Интересная особенность «Дредноута» - размещение экипажа. Впервые на линейном корабле жилые помещения офицеров и матросов поменяли местами: здесь Фишер, учитывая сильно возросшую длину корабля, руководствовался идеей максимально приблизить каюты офицеров к их боевым постам в рубках и на мостиках, а кубрики нижних чинов - к машинно-котельным отделениям. Турбины работали настолько бесшумно, что легкое сотрясение корпуса ощущалось лишь на самом полном ходу.

Испытания показали необычайно высокие мореходные качества нового линкора: он неплохо всходил на волну, хорошо держался на курсе и легко управлялся, а его длинный и высокий полубак чаще всего оставался «сухим». Благодаря почти прямоугольному миделевому сечению, оказывавшему большое сопротивление бортовой качке, «Дредноут» явился устойчивой орудийной платформой.

Оглавление